Интервью с гендиректором группы «Соллерс» Вадимом Швецовым, в котором он рассказал о сотрудничестве группы с Ford.
- Почему «Соллерс» так неожиданно сменил партнера?
- Проект с Fiat не позволял нам получить долгосрочное стратегическое преимущество. Уровень конкуренции на рынке будет повышаться, объем в 4 млн. автомобилей в год к 2020 г. будет интересен для каждого глобального производителя. Наши амбиции — это лидерство на рынке, мы понимали, что должны были выбрать партнера, у которого амбиции бы совпадали. У Fiat таких амбиций не было, а одного нашего желания было недостаточно, для того чтобы добиться успеха. У Ford довольно успешная история, он некоторое время был самым популярным брендом среди иностранных автопроизводителей и всегда рассматривал Россию как стратегический рынок. Планы у них более амбициозные, более интересный для российского рынка модельный ряд, поэтому мы договорились с ними о стратегическом партнерстве на долгую перспективу.
- Из чего вы сделали вывод, что у Fiat не было заявки на лидерство?
- Прежде всего из отсутствия модельного ряда, который удовлетворил бы рынок России. Он появился бы только к 2013-2014 гг., когда Fiat и Chrysler разработают машины на новых совместных платформах. А Ford уже на рынке с очень успешными в своих сегментах моделями — в июле компания начнет производство нового Focus, это очень конкурентоспособный продукт, с которым можно работать сегодня. К сожалению, с продуктами Fiat можно было бы работать только завтра. Fiat — быстро растущая динамичная компания, но у нее несколько другие приоритеты. Россия входила в число приоритетов, но не в числе первых. Они были готовы пересмотреть свою позицию, но мы не могли ждать.
- Когда «Соллерс» завершит собирать машины Fiat и перестанет быть ее дистрибутором?
- Пока это не определено. Мой очень осторожный прогноз: в течение следующего года мы свернем отношения и «Соллерс» сфокусируется на продуктах Ford.
- Рассматривали ли вы варианты сотрудничества с другими компаниями помимо Ford?
- Процесс поиска партнеров у нас не прекращался с 2003 г., мы — одна из компаний, которые достаточно близко знакомы и с менеджментом, и со стратегиями других глобальных автопроизводителей в России. Трудно вспомнить, с кем мы не вели переговоры. Выбирали не нас, выбирали мы. Если посмотреть на все наши партнерства, за исключением сотрудничества с Mitsui (вместе с «Соллерсом» создает производство автомобилей Toyota во Владивостоке. — Ред.) мы занимаемся дистрибуцией, т. е. представляем марки в России. Для нас было важно, чтобы то же самое было и с нашим новым партнером: мы хотели заниматься продажами автомобилей и производством комплектующих. У нас очень гибкая проектная команда, которая действует по принципу plug & play. Мы можем назвать точную дату, когда мы запустим производство, и никогда не ошибемся. По локализации мы тоже, наверное, одна из самых успешных команд, которая добилась в короткий срок столь высокого уровня: по некоторым модификациям Fiat Ducato локализация составляет более 50%. Несколько лет назад мы стали активно развивать весь комплекс продаж: собственно продажи автомобилей, сервис, поставки запчастей, финансовые услуги покупателям и т. д. Все это является нашим конкурентным преимуществом и позволяет нам говорить с потенциальными партнерами на равных. Когда нам предлагали: а давайте мы у вас что-нибудь пособираем, разговор заканчивался сразу же, потому что мне это не интересно. Сборочные операции не дают ни акционерам, ни компании никакой долгосрочной перспективы. Долгосрочное конкурентное преимущество создается ноу-хау и технологиями. Лично мне очень интересно заниматься research & development — тем, что связано не просто с производством, но и с созданием автомобиля. На рынке нет дешевых компаний, которые могут предоставить технологии, только партнерство давало нам возможности этого достичь. Проект Ford Sollers выводит нас на другой уровень — создания долгосрочной стоимости для компании, которая будет основана в том числе и на участии в создании автомобиля. Мы с Ford договорились о том, что в России появится центр, который будет создавать уникальные компетенции в рамках СП и будет частью R&D-активности глобального Ford, он станет производить продукты и ноу-хау для всего мира.
- Какие компетенции будет иметь этот центр?
- От испытаний новых материалов, адаптации новых компонентов до собственно разработки новых продуктов и технических решений. Очень много идет споров, то ли место Россия для создания инноваций. Я никогда не дискутирую по этому поводу. Весь вопрос в людях, их знаниях и амбициях. Самый яркий пример — Boeing, у которой огромный R&D-центр в Москве, где прекрасные молодые люди создают прекрасные самолеты. Я недавно встречался с президентом Ford Аланом Мулалли, который до этого был президентом Boeing. Мы пришли к выводу, что у авиа- и автопрома очень много общего. Самое главное — что только амбициозные люди могут создавать такие сложные продукты, как автомобили. Каждая компания пытается построить свой автомобиль мечты, который приносил бы в первую очередь эмоциональное удовольствие своему владельцу. Подход Apple — один из лучших примеров, как это работает. Этот подход должен тиражироваться и в автопроме. Вещь должна быть красива, сексуальна и хороша во всем, просто чтобы было приятно владеть ею. И мне очень интересно этим заниматься, у меня есть драйв для этого.
- Boeing делает чуть ли не треть всех инженерно-исследовательских работ в России. Значит ли это, что и вы для Ford будете выполнять такой же объем исследований?
- Я верю в то, что инновационный путь — это выбор России. Мы не можем конкурировать в долгосрочной перспективе с Китаем по производственным издержкам, с развитыми странами огромная пропасть по производительности труда. Иногда говорят, что у нас дешевая рабочая сила, но это не так, автоматизация труда представляет возможность большого технологического прорыва здесь. Зато люди в России очень креативны, и я думаю, что Ford Sollers будет очень важной частью R&D-активности глобального Ford.
- Ford отдал дистрибуцию по вашему настоянию?
-Нет. Слияние сетей «Соллерса» и Ford дает большую синергию, мы становимся вдвое больше по региональному покрытию, а это хорошая стартовая позиция. Кроме того, у «Соллерса» по сравнению с Ford есть преимущество по продвижению коммерческих автомобилей, мы специализировались на этом. У Ford есть надежда, что мы лучше выведем Ford Transit на рынок, и я не сомневаюсь, что у нас это получится, потому что мы четко понимаем, что, как и когда нужно делать.
Алексей Непомнящий, Ведомости