Интервью с гендиректором группы «Соллерс» Вадимом Швецовым, в котором он рассказал о сотрудничестве группы с Ford.
- Почему «Соллерс» так неожиданно сменил партнера?
- Проект с Fiat не позволял нам получить долгосрочное стратегическое преимущество. Уровень конкуренции на рынке будет повышаться, объем в 4 млн. автомобилей в год к 2020 г. будет интересен для каждого глобального производителя. Наши амбиции — это лидерство на рынке, мы понимали, что должны были выбрать партнера, у которого амбиции бы совпадали. У Fiat таких амбиций не было, а одного нашего желания было недостаточно, для того чтобы добиться успеха. У Ford довольно успешная история, он некоторое время был самым популярным брендом среди иностранных автопроизводителей и всегда рассматривал Россию как стратегический рынок. Планы у них более амбициозные, более интересный для российского рынка модельный ряд, поэтому мы договорились с ними о стратегическом партнерстве на долгую перспективу.
- Из чего вы сделали вывод, что у Fiat не было заявки на лидерство?
- Прежде всего из отсутствия модельного ряда, который удовлетворил бы рынок России. Он появился бы только к 2013-2014 гг., когда Fiat и Chrysler разработают машины на новых совместных платформах. А Ford уже на рынке с очень успешными в своих сегментах моделями — в июле компания начнет производство нового Focus, это очень конкурентоспособный продукт, с которым можно работать сегодня. К сожалению, с продуктами Fiat можно было бы работать только завтра. Fiat — быстро растущая динамичная компания, но у нее несколько другие приоритеты. Россия входила в число приоритетов, но не в числе первых. Они были готовы пересмотреть свою позицию, но мы не могли ждать.
- Когда «Соллерс» завершит собирать машины Fiat и перестанет быть ее дистрибутором?
- Пока это не определено. Мой очень осторожный прогноз: в течение следующего года мы свернем отношения и «Соллерс» сфокусируется на продуктах Ford.
- Рассматривали ли вы варианты сотрудничества с другими компаниями помимо Ford?
- Процесс поиска партнеров у нас не прекращался с 2003 г., мы — одна из компаний, которые достаточно близко знакомы и с менеджментом, и со стратегиями других глобальных автопроизводителей в России. Трудно вспомнить, с кем мы не вели переговоры. Выбирали не нас, выбирали мы. Если посмотреть на все наши партнерства, за исключением сотрудничества с Mitsui (вместе с «Соллерсом» создает производство автомобилей Toyota во Владивостоке. — Ред.) мы занимаемся дистрибуцией, т. е. представляем марки в России. Для нас было важно, чтобы то же самое было и с нашим новым партнером: мы хотели заниматься продажами автомобилей и производством комплектующих. У нас очень гибкая проектная команда, которая действует по принципу plug & play. Мы можем назвать точную дату, когда мы запустим производство, и никогда не ошибемся. По локализации мы тоже, наверное, одна из самых успешных команд, которая добилась в короткий срок столь высокого уровня: по некоторым модификациям Fiat Ducato локализация составляет более 50%. Несколько лет назад мы стали активно развивать весь комплекс продаж: собственно продажи автомобилей, сервис, поставки запчастей, финансовые услуги покупателям и т. д. Все это является нашим конкурентным преимуществом и позволяет нам говорить с потенциальными партнерами на равных. Когда нам предлагали: а давайте мы у вас что-нибудь пособираем, разговор заканчивался сразу же, потому что мне это не интересно. Сборочные операции не дают ни акционерам, ни компании никакой долгосрочной перспективы. Долгосрочное конкурентное преимущество создается ноу-хау и технологиями. Лично мне очень интересно заниматься research & development — тем, что связано не просто с производством, но и с созданием автомобиля. На рынке нет дешевых компаний, которые могут предоставить технологии, только партнерство давало нам возможности этого достичь. Проект Ford Sollers выводит нас на другой уровень — создания долгосрочной стоимости для компании, которая будет основана в том числе и на участии в создании автомобиля. Мы с Ford договорились о том, что в России появится центр, который будет создавать уникальные компетенции в рамках СП и будет частью R&D-активности глобального Ford, он станет производить продукты и ноу-хау для всего мира.
- Какие компетенции будет иметь этот центр?
- От испытаний новых материалов, адаптации новых компонентов до собственно разработки новых продуктов и технических решений. Очень много идет споров, то ли место Россия для создания инноваций. Я никогда не дискутирую по этому поводу. Весь вопрос в людях, их знаниях и амбициях. Самый яркий пример — Boeing, у которой огромный R&D-центр в Москве, где прекрасные молодые люди создают прекрасные самолеты. Я недавно встречался с президентом Ford Аланом Мулалли, который до этого был президентом Boeing. Мы пришли к выводу, что у авиа- и автопрома очень много общего. Самое главное — что только амбициозные люди могут создавать такие сложные продукты, как автомобили. Каждая компания пытается построить свой автомобиль мечты, который приносил бы в первую очередь эмоциональное удовольствие своему владельцу. Подход Apple — один из лучших примеров, как это работает. Этот подход должен тиражироваться и в автопроме. Вещь должна быть красива, сексуальна и хороша во всем, просто чтобы было приятно владеть ею. И мне очень интересно этим заниматься, у меня есть драйв для этого.
- Boeing делает чуть ли не треть всех инженерно-исследовательских работ в России. Значит ли это, что и вы для Ford будете выполнять такой же объем исследований?
- Я верю в то, что инновационный путь — это выбор России. Мы не можем конкурировать в долгосрочной перспективе с Китаем по производственным издержкам, с развитыми странами огромная пропасть по производительности труда. Иногда говорят, что у нас дешевая рабочая сила, но это не так, автоматизация труда представляет возможность большого технологического прорыва здесь. Зато люди в России очень креативны, и я думаю, что Ford Sollers будет очень важной частью R&D-активности глобального Ford.
- Ford отдал дистрибуцию по вашему настоянию?
-Нет. Слияние сетей «Соллерса» и Ford дает большую синергию, мы становимся вдвое больше по региональному покрытию, а это хорошая стартовая позиция. Кроме того, у «Соллерса» по сравнению с Ford есть преимущество по продвижению коммерческих автомобилей, мы специализировались на этом. У Ford есть надежда, что мы лучше выведем Ford Transit на рынок, и я не сомневаюсь, что у нас это получится, потому что мы четко понимаем, что, как и когда нужно делать.
Алексей Непомнящий, Ведомости
iPhone «на колёсах»
Европлан: грузовики Mitsubishi Fuso с выгодой до 29%
Расширение модельного ряда
RENAULT KWID – НОВОЕ ВИДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ А-КЛАССА
АВИЛОН официальный партнер чемпионата России по кольцевым гонкам
Mitsubishi открыла интернет-магазины оригинальных запчастей и аксессуаров
Выгодные кредитные условия на Mitsubishi Pajero Sport в мае
Надежность измеряется будущим
АО МС Банк Рус снижает кредитные ставки и запускает новый кредитный продукт
Росавтодор оштрафовал дорожных строителей более чем на 500 млн рублей
Мitsubishi Motors Corporation показала рекордную прибыль по итогам продаж за 2014 финансовый год
АВИЛОН вручил победительнице конкурса «Мисс Россия 2015» ключи от Hyundai Solaris
BRIDGESTONE. ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ
Электромобили Mitsubishi i-MiEV будут работать парконами в Москве
Во Владикавказе открылся первый дилерский центр Mitsubishi – «Алания Авто»