Инокомпания |
Недавние заявления представительств таких иностранных автомобильных компаний, как Toyota, DaimlerChrysler, BMW, о желании открыть в России дочерние банки своих корпораций, которые бы занимались исключительно выдачей кредитов на покупку автомобилей, не остались незамеченными как на банковском, так и на автомобильном рынках.
Российские кредитные учреждения признали определенную долю опасности в этих планах. Надо отметить, что для этого есть резон. Дело в том, что, открывая свой дочерний банк на территории России, где одновременно производятся автомобили, иностранный автопроизводитель получает возможность избежать издержек, комиссий и других дополнительных трат, которые возникают в случае взаимодействия со сторонним банком. На данный момент средняя ставка по автокредитам составляет порядка 9 процентов, причем дочерний автобанк сможет держать ее чуть ли не в два раза ниже. Однако даже и этого можно не делать, снижение на 1-2 процентных пункта по сравнению со ставками кредитов российских банков-конкурентов уже способно принести этой затее успех.
Тем не менее, для отечественного банковского бизнеса есть возможность конкурировать с иностранными автобанками. Во-первых, не каждая иностранная марка будет кредитоваться с их помощью. Кредитование покупки отечественных автомобилей, подержанных автомобилей, скорее всего, останется за российскими финансовыми институтами. На данный момент доля зарубежных банков на рынке автокредитования составляет около 10%, и даже при массовом приходе иностранцев вряд ли она способна подняться до четверти рынка в ближайшие несколько лет.
Другой разговор, что производителей исконно отечественных марок автомобилей скоро может уже не остаться. И хотя последние годы многие эксперты ломают копья над тем, когда будет выпущен последний российский автомобиль, со временем пессимистов становится больше.
Выход видится в кооперации с иностранцами, объединении заводов и в отказе от прямых государственных инвестиций, которые, как показывает опыт, приносят мало пользы. В отличие, например, от укрепления международной кооперации. В результате на наш отечественный авторынок будут попадать современные технологии, и дело будет «за малым» — качественно их интегрировать в рабочий процесс.
За международной кооперацией дело не станет, Россия давно привлекает не только крупных европейских производителей, но и заокеанских. Недавно в Вене было подписано соглашение сразу двух российских автомобильных гигантов — АвтоВАЗа и ГАЗа с крупной канадской компанией по производству комплектующих Magna International. Уже в течение следующего года в Нижнем Новгороде будет создано совместное предприятие для производства автокомпонентов сначала для автомобилей группы «ГАЗ», а затем для заказчиков со всей России. Вместе с АвтоВАЗом Magna International займется производством автомобиля Lada C.
Стоит отметить, что российский рынок привлекает все большее число крупных производителей и вряд ли они придут на него без аффилированных банков, которые уже будут у конкурентов. К числу последних новичков можно, например, отнести компанию Suzuki, которая будет собирать в России две полноприводные модели, в том числе новый седан С-класса, пока не представленный на отечественном рынке. Строительство завода должно начаться во второй половине этого года, а стоимость проекта оценивается в $115 миллионов. Запуск производства планируется в 2010-2011 годах.
На заводе под Санкт-Петербургом в Шушарах будет ежегодно собираться до 50 тысяч машин, причем основной упор будет делаться на автомобиль Suzuki Grand Vitara, который в прошлом году выбрал почти 50% от общих продаж марки на рынке России.
Не отстают от японцев и китайцы. Стало известно, что в скором времени в России будет организовано сборочное предприятие еще одной марки китайских автомобилей. На этот раз это будут автомобили Lifan. Сборка автомобилей Lifan в России начнется уже летом текущего года. На суд потребителей будет представлен автомобиль класса С с объемом мотора 1,3-
Китайская Great Wall Motors намерена выпускать на заводе в Республике Татарстан 4 модели. Это будут три седана и внедорожник Hover стоимостью $10-25 тысяч. Учитывая, что Hover из Китая в максимальной комплектации стоит около $25 тысяч, экономия видится небольшая.
Тарас Фомченков, Российская Бизнес-газета