Трое против Азии








Инокомпания

Инокомпания
В июле впервые в истории американцы купили больше иностранных машин, чем отечественных. Доля национальных автоконцернов на внутреннем рынке упала ниже 50%.


В июне GM, Ford и Chrysler контролировали 50,2% рынка. Однако в июле этот показатель упал до 48,1%. Японским компаниям досталось 44,1%, европейским — 7,8%. «В 60-х годах только у General Motors доля зашкаливала за 50%. Символический смысл случившегося не пройдет незамеченным», — сказал аналитик Burnham Securities Дэвид Хили.


Хуже всего закончился месяц для GM. По сравнению с прошлым июлем его продажи упали на 22%, причем всех без исключения брендов. Ford Motor, неожиданно закончивший квартал с прибылью, потерял 19% продаж — это почти вдвое больше, чем ожидали аналитики. «Прибыль Ford — это фикция, достигнутая за счет продажи активов», — продолжает г-н Хили. По его словам, концерн, про который когда-то говорили: «Что хорошо для Ford, то хорошо для Америки», вряд ли сможет выйти из убытков до 2009 года и, возможно, будет вынужден пересмотреть прогноз продаж на этот год. О возвращении проигранной доли на рынке в обозримой перспективе речи идти не может, полагает эксперт.


«Доля на рынке сейчас не самое важное для GM или Ford», — парирует аналитик консалтинговой компании AutoPacific Джим Холл. «Вернуть себе несколько процентов можно, например, снизив цены, но инвесторы ждут от реорганизации компаний более ощутимых плодов, чем символические цифры, а именно — сокращения убытков, даже если для этого необходимо ликвидировать часть бизнеса», — cказал г-н Холл.


Меньше других пострадал DaimlerChrysler — его продажи упали всего на 9,1% (сделка по продаже группы Chrysler фонду Cerberus еще не завершена). В конце прошлого года германо-американский концерн был третьим по продажам. Теперь Honda и Toyota оттеснили его на пятое место.


Тем не менее, рынок простил национальному автопрому новую неудачу. 2 августа на открытии торгов в Нью-Йорке акции GM подскочили больше чем на 2%, бумаги Ford подорожали на 0,4%, Chrysler — на 0,6%. «Инвесторов успокоил тот факт, что ни один из трех концернов не стал понижать прогноз продаж на год. К тому же все объявили, что не будут сокращать производство в этом квартале. Вкупе с хорошими данными по потребительским расходам это обеспечило защиту котировкам», — отметил Дэвид Хили.


По неофициальным данным, отчаявшись обогнать японцев в экономичности и дешевизне, в Детройте всерьез задумались над тем, чтобы апеллировать к патриотизму американцев. Но, как считают эксперты, слоганы вроде «покупайте отечественное» в США не сработают. «Эта практика может принести плоды авиакомпаниям или сельхозпроизводителям, но не работает в случае с автопромом», — уверен Джим Холл.





Дмитрий Косарев, РБК daily