Россияне почти догнали немцев

Отечественный авторынок вернул себе второе место в Европе

По результатам девяти месяцев 2011 года российский авторынок вышел на второе место в Европе, уступив лишь Германии. По итогам года Россия должна сохранить «серебро». Но нестабильность в экономике, которая уже сказывается на европейских автопроизводителях, собирающихся сократить объемы выпуска, может в следующем году повлиять и на Россию.

Бессменным лидером уже на протяжении нескольких лет остается Германия. В 2008 году российский авторынок претендовал на лидерские позиции в европейском зачете, заняв второе место в общеевропейском зачете, но в 2009 и 2010 годах становился только пятым, отметило агентство «Автостат». Продажи легковых автомобилей в РФ за девять месяцев выросли на 45%, до 1,8 млн. штук, показав наибольший рост среди европейских стран.

Лидер по реализации новых автомобилей, Германия, увеличила продажи на 10,8%, до 2,4 млн. автомобилей. А Франция, чей авторынок остался на прошлогоднем уровне, откатилась на третье место, увеличив продажи своих машин лишь на 0,2%, до 1,66 млн. штук. Замыкают пятерку лидеров Великобритания — 1,55 млн. проданных автомобилей (-5%) и Италия — 1,37 млн. (-11,3%). Лидером же по снижению за отчетные месяцы стала Испания, чей рынок упал на 20,7%, до 623,93 тыс. единиц, что примерно соответствовало уровню продаж 1993 года.

По мнению аналитика инвестиционной компании «Метрополь» Андрея Рожкова, по итогам года Россия, скорее всего, сохранит «серебро» в общеевропейском зачете, но в следующем году может откатиться на третье место из-за общемировой нестабильности в экономике. Что же касается Европы, то ее рынок в следующем году продолжит стагнировать по спросу на автомобили в силу замедления роста ВВП и доходов населения, считает эксперт.

Автопроизводители, уже ощущая такую тенденцию, рассматривают возможности сокращения объемов производства, чтобы в случае кризиса избежать избытков продукции на складе. Так, по некоторым данным, на несколько дней в конце 2011-го — начале 2012 года могут остановить свои европейские конвейеры Ford, Renault, PSA Peugeot Citroen и GM.

Японские автопроизводители в целом пока игнорируют европейскую истерию и продолжают восстановление производства. Но это скорее связано с отставанием после разрушительного цунами в марте этого года. Впрочем, сегодня даже Toyota признает, что «стала более осторожна, чем ранее», отказавшись от работы своих сотрудников по выходным.

По данным комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса, на российском авторынке в 2011 году будет продано 2,45 млн. автомобилей. Аналитики «Автостата» придерживаются похожих цифр и по итогам года ожидают продаж 2,42 млн. новых автомобилей на общую сумму порядка $60 млрд. По их мнению, в количественном выражении российский рынок за год вырастет на 36%, а в денежном — почти на 50%.

Директор агентства Сергей Целиков объясняет такое процентное несоответствие планомерным ростом цен на многие модели, представленные на российском рынке, а также изменением структуры рынка в пользу более дорогих иномарок. По его мнению, если текущие тенденции сохранятся до конца года, то финансовая емкость российского авторынка вплотную приблизится к докризисному уровню ($61,2 млрд.). А в количественном выражении рынок не дотянет до уровня 2008 года всего лишь 10-12%.

Московские новости