Госдума вводит новые категории в водительские удостоверения.
Водительские удостоверения в России в очередной раз могут поменяться: власти собираются удвоить перечень категорий транспортных средств, по которым выдаются права российским автомобилистам. Госдума утвердила в первом чтении соответствующие поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс об административных правонарушениях.
После того, как закон будет принят, а препятствий для этого пока не усматривается, нынешние пять категорий в водительских удостоверениях раздробят: документом предусмотрено девять основных категорий плюс шесть подкатегорий. Законопроект был разработан группой депутатов во главе с председателем думского комитета по транспорту, единороссом Сергеем Шишкаревым во исполнение международных обязательств России. В 1974 году СССР ратифицировал Венскую конвенцию 1968 года о дорожном движении, РФ, как правопреемник Союза, подтвердила свои обязательства, и после того как в 2006 году в Конвенцию были внесены поправки, все государства-подписанты должны «синхронизировать» с ними свое законодательство.
Это не первое новшество, постигшее отечественных водителей в этом году. С 1 марта в России начали выдавать права европейского образца, снабженные штрих-кодом. В них же появились и «совмещенные категории»: помимо традиционных A, B, C, D и E, это ВЕ — легковые автомобили с тяжелым прицепом, СЕ — грузовой автопоезд, DE — автобус с прицепом.
После того как вступит в силу нынешний законопроект, на розовой пластиковой карточке, правах нового образца, будут фигурировать и дополнительные подкатегории, о которых упоминает последняя версия Венской конвенции. Новые подкатегории, в частности, могут уточнять виды автотранспорта в зависимости от массы, мощности, количеству пассажирских мест и даже типу трансмиссии.
В числе прочего, например, могут быть «конкретизированы» права на управление автомобилем с автоматической коробкой передач. Поправки предполагают: у тех, кто обучается вождению на такой машине и сдает экзамен на управление авто именно с автоматической трансмиссией, в водительском удостоверении будет сделана соответствующая отметка. Пребывание владельца таких прав за рулем машины с механической коробкой со временем будет равнозначно вождению без прав, но соответствующие санкции в КоАП пока не предусмотрены. Обратный вариант допустим.
Поправки также предполагают, что к категории А (право на управление мотоциклом), будет добавлена подкатегория А1 для легких мотоциклов с объемом двигателя не больше 125 куб. см и максимальной мощностью 15 лошадиных сил. Управлять легким мотоциклом можно будет начиная не с 18, а с 16 лет. Заметим, что в утвержденный в первом чтении вариант законопроекта не попала активно обсуждавшаяся и присутствовавшая в изначальном тексте законопроекта категория М. В нее должны были попасть мопеды, скутеры и легкие квадроциклы с двигателем объемом не более 50 куб. см и максимальной скоростью не больше 50 км/ч. В ходе обсуждения депутаты решили, что водители таких транспортных средств могут остаться «бесправными».
Самую распространенную категорию B — легковые автомобили массой не больше 3,5 т (в том числе с прицепом не тяжелее 750 кг) — предлагается дополнить подкатегорией B1, в которую включат трициклы и квадроциклы. Категорию С, к которой отнесены автомобили массой более 3,5 т, также «конкретизируют» — в подкатегорию С1 попадут грузовые машины от 3,5 до 7,5 т.
Появится и отдельная «статья» для маршруток и небольших автобусов. В подкатегорию D1 включены «транспортные средства с количеством пассажирских мест от 8 до 16». Поправки предполагают, что возраст получения «автобусных» прав категорий D и D1 слегка увеличится — с 20 до 21 года.
«Если конвенция предусматривает появление более дробных категорий в зависимости от веса машины и количества перевозимых пассажиров, то Россия обязана была это утвердить, но в основном новации коснутся коммерческого транспорта», — заметил лидер движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Водителю, который захочет получить «более дробную категорию», например, управлять более тяжелой машиной, нужно будет пройти дополнительную подготовку. При этом тем, кому потребуются права на микроавтобусы, не придется осваивать в полном объеме программы подготовки для водителей пассажирских автобусов и большегрузных фур.
Российские автошколы, по мнению Похмелкина, «морально готовы» вести обучение по новым категориям. «Месяц назад я был на межрегиональной конференции «Автошкола-2011» и могу сказать, что руководители крупнейших автошкол приветствуют поправки, ожидая получить определенные блага — новые программы подразумевают дополнительное финансирование», — отмечает Похмелкин.
В пресс-службе ГИБДД РФ сообщили, что официальные комментарии ведомства и разъяснения позиции автоинспекции для водителей появятся в ближайшее время. Депутат Шишкарев, впрочем, уточнил, что его инициатива не предусматривает новый массовый обмен водительских удостоверений. Все права, «выданные до вступления в силу нового закона, признаются действительными до окончания указанного в них срока», подчеркнул депутат.
Московские новости