Битва за маржу

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) обратилась в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС) с просьбой о содействии в устранении из дилерских контрактов пунктов, ущемляющих права официальных дилеров. С точки зрения ассоциации, в настоящее время дилерские договоры, то есть договоры между представителями автопроизводителей (дистрибуторами) и продавцами автомобилей и сервисных услуг конечным потребителям (официальными дилерами), не обеспечивают последним защиту инвестиций.

К ущемляющим права дилеров проблемам РОАД относит одностороннее изменение дистрибутором плана поставок, монополию импортеров на приобретение дилером запасных частей, материалов и аксессуаров, отсутствие зафиксированной консолидированной ответственности перед конечными потребителями за качество автомобиля, ограниченный срок действия дилерского договора (как правило, год-два), а также право дистрибутора на расторжение дилерского договора в одностороннем порядке без объяснения причин и компенсаций.

Инициировав работу по пересмотру дилерских контрактов, РОАД пояснил, что с точки зрения дилера экономически обоснован шестилетний срок действия дилерского договора. Именно столько времени в среднем требуется бизнесу, чтобы окупить инвестиции в строительство и организацию деятельности дилерского центра (объем инвестиций — от 5 до 10 млн. долларов и выше).

Дилеры хотят получить некоторую свободу и в части закупок запасных частей, материалов для обслуживания автомобилей, аксессуаров. Сегодня вариантов нет — дилер вынужден приобретать эту продукцию только у импортера или рекомендованных им производителей. По мнению РОАД, решение этой проблемы может благоприятно отразиться и на конечном потребителе, который часто недоволен высокими ценами у официальных дилеров.

«Ранее дилеры часто называли политику импортеров не иначе как диктатом или даже произволом. Твердо отстаивать свои позиции могли только очень крупные дилерские группы. Дилеры хотят гарантий на свои инвестиции и права влиять на политику импортера в отношении дилеров. Это нормальный процесс, — считает директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. — Повышение ответственности импортера перед дилером стало бы очень позитивным явлением для покупателей».

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), в состав которой входит комитет, объединяющий российские представительства автопроизводителей, сообщила на своем сайте, что поставлена в известность о запросе РОАД в ФАС РФ. Однако сделала вид, что не понимает сути проблемы: «Комитету автопроизводителей АЕБ неясен характер нарушений, упоминаемых в запросе. Тем не менее члены комитета готовы сотрудничать с ФАС по данному вопросу и соответствовать требованиям регулирующих органов России».

Жаль, что в своих претензиях РОАД ничего не говорит о готовности разделить с импортерами не только полномочия, но и ответственность, в том числе материальную — в виде выполнения гарантийных обязательств перед клиентом. В рыночных условиях, и особенно в России, разделять полномочия и ответственность недопустимо. Остается надеяться, что автопроизводители отлично это понимают и включат данный вопрос в повестку дня переговоров.

Expert