Идея взять в дальнее путешествие Multivan, цена которого с опциями составляла 3 352 000 рублей, была немного абсурдной. Но в путешествии, которое мы осуществили по Кавказу, выяснилось, что опции комфорта и атрибуты бизнеса в Multivan Highline никак не мешают активному отдыху. Посадив в машину шесть пассажиров и набив салон туристическим снаряжением под завязку, мы отправились в дальнюю дорогу.
Дизельный двигатель VW Multivan объемом 2,5 литра — самый мощный мотор в линейке, работающий на солярке. Благодаря крутящему моменту 400 Нм этот 180-сильный агрегат ничуть не хуже 204-сильного бензинового TSI, которым начали агрегировать кузов T5 совсем недавно. Бак Multivan вмещает 90 литров топлива, а с расходом в 10,7 литра на 100 километров, который застывал на борткомпьютере нашего Multi при движении по трассе, от Москвы до Кавказа удалось добраться всего с двумя дозаправками. Правда, в городе микроавтобус требовал 17-18 литров вне зависимости от загруженности.
В городе оказался кстати небольшой радиус разворота, четко читаемые габариты и хорошая обзорность благодаря большим зеркалам, а за городом проявили себя круиз-контроль и гидроусилитель Servotronic с переменным усилием, которым оснащается Multivan только в комплектации Highline. В целом управляется машина так просто, словно это не «большой», а «маленький» Volkswagen.
Полный привод и возможность принудительной блокировки заднего дифференциала Multivan не раз пригодились на пересеченной местности. Не очень удачной для плохих дорог оказалась только геометрия автомобиля. Самая нижняя точка в задней части — запасное колесо, и на загруженной машине мы не раз касались им поверхности. То же могло произойти и в городе, у высокого бордюра.
Раскладной столик VW Multivan (в Highline — в базе, в Comfortline доступен как опция) имеет дружелюбную круглую форму и был бы очень уместным в дальнем путешествии с большим количеством пассажиров. Но места он занимает существенно больше, чем убирающийся в боковину откидной (его нет в Highline, а в Comfortline он в базе). Ради экономии места мы оставили многофункциональный столик в Москве: при необходимости он без большого труда снимается с салазок, нужно только убрать с края канавок заглушки и сдвинуть конструкцию в сторону.
Трехзонный климат-контроль Climatronic как в самолете имеет индивидуальные выходы на потолке с возможностью управления потоком воздуха на каждом ряду сидений. Порадовала и хорошая музыка (в задней части автомобиля ее звучание раздается благодаря упрятанным в ткань динамикам в боковинах). В ходе путешествия мы отметили, что сзади музыку слушать приятнее, чем спереди, потому что водителю и переднему пассажиру докучает звук двигателя, а сзади его не слышно.
В разгаре путешествия на Multivan — пробег тогда приближался к 20 тысячам километров — в борткомпьютере появилась надпись «проверьте уровень масла».
Последовав указаниям, мы обнаружили, что масло находится на отметке минимального уровня на щупе. При таком раскладе рекомендуется долить один литр смазочной жидкости, а в действительно критической ситуации на панели приборов загорятся сначала постоянная желтая, а затем красная сигнальные лампочки.
Заправочный объем масла турбированного дизельного двигателя VW Multivan — 7 л, и его постепенное выгорание, со слов мастеров-приемщиков дилерского центра Volkswagen, является абсолютно нормальной ситуацией. Долив, со слов специалистов, может составлять до одного литра масла на тысячу километров пробега! Это, правда, соответствует самым интенсивным условиям эксплуатации. Так или иначе, очень важно иметь немного масла с собой, ведь ТО на VW Multivan проходится не так-то и часто, раз в 20 тысяч километров.
Увидев, что есть проблемы с уровнем масла, мы озадачились и вопросом его температуры (ее значение тоже есть в борткомпьютере). Выяснилось, что она плавает в диапазоне от 90 до 115 градусов. Позже выяснилось, что даже 115 градусов не являются критическими, особенно если речь идет о некотором недоливе масла и движении при высоких нагрузках (например, на горных серпантинах, как в нашем случае).
Если верить свидетельству о регистрации автомобиля, то снаряженная масса полноприводного Multivan — 2568 килограммов, а максимальная разрешенная — 3000 кг, всего 432 кг разницы. Это значит, что микроавтобус от VW, не считая длиннобазных версий, где максимальная масса больше, рассчитан только на перевозку пассажиров, причем не самых крупных. Мы нормы превысили: положили в Multi не только туристические рюкзаки по количеству пассажиров, но и много общего снаряжения. Машина не сломалась и не потеряла динамики от нагрузок, только на «волнах» немного напрягал короткий ход подвески.
Возможность перевозить и людей, и груз одновременно у Multivan осуществлена за счет заднего ряда кресел, который ездит вперед и назад по салазкам. Отодвинув кресла почти до самой дверцы багажника, можно получить много пространства для пассажиров в салоне. Сдвинув сиденья вперед, наоборот, получить солидное багажное отделение — с поправкой на высоту кузова оно здесь весьма внушительного размера. В нашей версии Multivan под задними сиденьями были установлены еще и три небольших пластиковых ящика для мелочевки. Для увеличения объема их можно вытащить, а на пол положить какие-нибудь длинные предметы, например каркас катамарана или лыжи.
Возможности трансформации сидений у топового микроавтобуса от Volkswagen одинакова во всех комплектациях. Два съемных кресла второго ряда крутятся на 360 градусов, задние складываются в ровную поверхность. Сиденьям второго ряда, на наш взгляд, не хватило возможности быть зафиксированными в «маршруточном» положении, когда пассажиры сидят боком по линии движения и можно наиболее компактно разместиться. Впрочем, если проблема перевозки грузов станет действительно навязчивой, можно и не притеснять пассажиров, а приобрести прицеп, но сперва купить фаркоп за 45 тысяч рублей и установить его еще за 22 тысячи в официальном сервисе.
И все же большие грузы с помощью Multivan перевозить будут далеко не все. А вот мелочевку нужно перевозить каждому. По множеству отсеков, карманов в Multivan считывается его родство с другими коммерческими VW, например, Caddy. В один из двух карманов передней двери влезает двухлитровая бутылка, а вот держатели для стакана на центральной консоли, как и в Multi до обновления, не очень удобны: фиксированный хват слишком узок.
Задний диван большинства Multivan складывается и получается диван-кровать, на которой можно спать. Правда, при складывании кресла поднимаются до уровня стекол, то есть довольно высоко, и когда лежишь на них, чувствуешь себя как в аквариуме. Кстати, большое на вид и двухместное по своему замыслу реально разложенное заднее сиденье в Multivan не такое и большое. С ростом в 180 сантиметров удобно лечь на нем удастся лишь наискосок, а вдвоем — только свернувшись калачиком.
Если вы действительно решите поспать в VW Multivan, то проблему с датчиком объема охранной сигнализации можно решить, не перебираясь через весь салон к креслу водителя — специальная кнопка расположена в центральной части автомобиля, на нижней части стойки у сдвижной двери.
Читая руководство по эксплуатации, я обнаружил, что создатели Multivan о возможности сна в машине вслух не говорят: в качестве причин, по которым может пригодиться кнопка, указали лишь необходимость перевезти автомобиль паромом и надолго оставить в нем животное…
В передний бампер нашей машины во время путешествий по горам попал камень. На молдинге осталась заметная царапина. Оказалось, что у нашего Multi на некоторые кузовные элементы наклеена защитная бесцветная пленка. Эту отличную опцию можно приобрести за 14,5 тысячи рублей, а за 5-6 тысяч установить у дилера комплект, куда войдут пленки на передний бампер, крышки зеркал, кромки дверей и багажного отсека. При легком ударе пленка спасет от повреждения лакокрасочное покрытие кузова. В нашем случае, чтобы избавиться от заметных «царапин», оказалось достаточно снять бесцветный слой с молдинга, а без опционной пленки элемент пришлось бы перекрашивать (около 10 тысяч рублей).
Факты и технические характеристики:
VW Multivan
Кузов: универсал
Рабочий объем двигателя, см куб.: 1968
Мощность, л. с.: 180
Макс. крутящий момент, Нм / при частоте вращения, об./мин: 400/1500-2000
Макс. скорость, км/ч: 188
Разгон до 100 км/ч, с: 12,1
Раход топлива, л, городской/загородный/смешанный: 11,1/7,5/8,8
Габаритные размеры, мм, длина/ширина/высота: 4892/1904/1970
Снаряженная масса, кг: 2568
CARS.ru