«Стратегия-2020»: не сворачивать на полпути

Сбалансированность концепции развития страны позволит стабильно развивать отечественный автопром.

«Тепличные» условия советской экономики во многом затормозили в том числе и развитие автомобильной промышленности в нашей стране. Конкуренции у АвтоВАЗа и других производителей не было, потребители были счастливы вообще купить машину, понятие «заказ рынка» отсутствовало вовсе. Волжане научились сначала адаптировать итальянские «фиаты» к российским дорогам, делая на их базе «копейки», затем совершили прорыв, создав первый русский внедорожник, потом разработали «восьмерку», «десятку» — машины были неприхотливы в обслуживании, недороги, их покупали. А потом Россия открыла границы для мирового автопрома. Сегодня — вошла в ВТО.

Реальный взгляд

Плавные линии, симпатичный дизайн, комфортный салон и качество сборки «японок», «немцев» и «корейцев» покорили многих уставших от аскетизма российских машин автолюбителей. Половина этой хлынувшей массы на наш авторынок была «приветом из 80-х», но россиянам, так хотевшим «кусочка» заграницы, было все равно — иномарка стала счастьем, пусть даже и подержанным. В российском автопроме, в топ-кругах автозаводов наступил хаос, мысль о том, что отечественный потребитель обращает внимание не только на цену, но и на потребительские свойства машины, стала чуть ли не откровением для генералов отечественной индустрии. Как удержать еще вчерашних приверженцев марки «Лада»? На свет стали появляться проекты «новой классики», «новой «Оки», концепты «Питер-Турбо» и «Рапан» — лихорадочный поиск направлений, в которых нужно следовать российскому автопрому, приводил либо к неоправдавшим себя продуктам типа минивэна «Надежда», либо к так и оставшимся на бумаге или в макетах разработкам.

«Калина» и «Приора», казалось, давали надежду на лучшее, но рост доступных автокредитов и повышенное внимание к нашему рынку мировых автопроизводителей постепенно делали свое дело — АвтоВАЗ продолжал терять долю, и было совершенно неясно, как в сжатые сроки распутать целый клубок проблем — изъяны в качестве, недобросовестность поставщиков, устаревший дизайн, долгие сроки обновления модельного ряда.

Кризис отрезвил всех и заставил реально посмотреть на ситуацию. Для выживания АвтоВАЗа, для оплаты долгов перед банками и поставщиками нужны были большие средства. Государство согласилось спасать родной автопром, но при одном условии: автопроизводитель должен иметь четкую программу реструктуризации и развития на ближайшие десять лет. К слову, согласились спасать родной автопром далеко не все стоящие у руля. И если бы не политическая воля и жесткость в данном вопросе председателя правительства РФ Владимира Путина, никакой помощи АвтоВАЗ бы не дождался.

За инновации и надежность

Ответом на вызовы времени стала «Стратегия -2020». Четкая, прозрачная, дающая ответы на все вопросы — что, когда, где, в каких объемах будет производиться, какие ресурсы — материальные и трудовые — для этого потребуются, с какими партнерами будет вестись работа. В АвтоВАЗ поверили, опять же, далеко не все, но, главное — поверили на самом АвтоВАЗе, что достижение амбициозных целей возможно при упорной работе.

Уже сегодня можно говорить о первых результатах принятой и одобренной правительством РФ стратегии развития АвтоВАЗа. Новая модель «эконом-класса» «Лада Гранта», созданная в рекордно короткие сроки, уже поставлена на конвейер и доступна покупателям. Также в скором времени будет запущена новая производственная линия, где планируется собирать автомобили на платформе B0, в том числе «Лада Ларгус» (1 кв. 2012 года), а также автомобили под брендом «Рено» и «Ниссан». Таким образом, «АвтоВАЗ» станет мультибрендовым автопроизводителем. В самом ближайшем будущем появятся новые комплектации «Гранты», в том числе с «автоматом», к концу года — «фейслифтинг» «Калины» и новая модель на платформе B0, в 2013 году — «фейслифтинг» «Приоры».

После 2014 года АвтоВАЗ начнет выходить в новые сегменты, освоит новые легковые модели С-класса, кроссоверы на платформе Lada B/С… Главное — не остановиться на полпути и не свернуть в сторону, к примеру, отверточной сборки иномарок. С чего вдруг будем останавливаться или сворачивать? — спросит читатель. А кто сказал, что при смене сегодняшнего курса, политического и экономического, не сменится ситуация и на заводе? Свернем с курса сегодня, и неизвестно, что будет со «Стратегией-2020» завтра. Ведь утверждали ее нынешние руководители страны, и радеют за нее тоже они, а не оппозиционеры. Не представители оппозиционных партий и олигархи-самовыдвиженцы совершают пробеги на отечественных машинах, тестируют долгожданные новинки АвтоВАЗа, искренне радуются успехам автопроизводителя. Поэтому, если мы хотим и дальше реализовывать будущие проекты, наверное, не стоит сворачивать с пути. Наверное, стоит подумать, «за» что мы, а не «против» чего: за позитив, за успех, за творчество, за инновации и за надежность — надежность нормального эволюционного развития. Страны, Тольятти и волжского автогиганта.

vkonline.ru