Авторынок без подпорки из льготных кредитов может упасть

Эксперты PwC не исключают существенного падения российского авторынка, лидерами падения станут «исконно отечественные марки».

С завершением в России программ по поддержке автопрома (утилизация автохлама и льготное автокредитование) не стоит ожидать таких же больших темпов роста, как в предыдущие два года. Эксперты PricewaterhouseCoopers (PwC) ожидают роста ставок по автомобильным кредитам и не исключают падения продаж автомобилей «исконно российских» марок. Лидерство вновь достанется «иномаркам made in Russia» и чистокровным иностранкам.

Продано

В 2011 году в количественном выражении продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 30%, до 2,5 млн. штук с 1,78 млн. годом ранее.

В денежном выражении авторынок вырос на 70% — до $58,9 млрд.:

- по автомобилям российских марок рост на 33% — до $6,9 млрд.;

- по иномаркам российского производства — рост почти в два раза, до $23,7 млрд.;

- импорт новых легковых автомобилей вырос на 17,4% и достиг $28,3 млрд.

«В дальнейшем мы ожидаем замедление темпов роста и полагаем, что в 2012 году объем продаж новых легковых автомобилей не превысит 2,6 млн. штук, а при доминировании негативных факторов объемы продаж могут снизиться до 2,2 млн. штук. Российский рынок продолжает оставаться достаточно волатильным, и в краткосрочной перспективе он трудно предсказуем», — говорится в материалах компании.

Как будут покупать. Базовый сценарий

Рынок в целом в 2012 году может сократиться на 8% — будет продано до 2,3 млн. автомобилей.

Продажи иномарок российского производства сохранятся на уровне прошлого года (около 1 млн. штук), продажи автомобилей российских брендов упадут на 27%, до 450 тыс. штук.

При этом импорт новых легковых автомобилей упадет на 5%, до 800 тыс. штук.

В PwC отмечают, что импорт подержанных иномарок пока составляет незначительную долю рынка и существенно на него не влияет, однако возможные изменения ставок тарифов могут вернуть на дороги секонд-хэнд.

Оптимистичный сценарий

В случае реализации этого сценария рост рынка легковых автомобилей в России может составить 4% (до 2,6 млн. штук).

Продажи автомобилей под российскими брендами упадут на 11%, до 550 тыс. штук.

Продажи иномарок российского производства вырастут на 11%, до 1 млн. 150 тыс. штук.

Импорт легковых машин возрастет на 7%, до 900 тыс. штук.

Прогноз по продажам на российском рынке

 

Мировое производство

Рост мирового производства автомобилей в 2012 году по сравнению с 2011 годом ожидается на уровне 7%.

Во многом это связано с продолжающимся ростом спроса в Китае и Индии, восстановлением рынка в США, а также общемировым ростом спроса на премиальные бренды.

Экономические трудности в ЕС, вероятно, приведут к снижению производства легковых автомобилей в регионе в 2012 году. Неопределенность относительно долгового кризиса и мер бюджетной экономии могут сдерживать рост рынка.

Вклад быстроразвивающиеся стран в рост рынка в 2011-2018 гг. составит 83%. В период до 2018 года прирост производства легковых автомобилей в Китае превысит совокупный прирост производства в Индии, Бразилии и России.

Прогноз производства легковых автомобилей в странах БРИК

 

Автокредиты будут дорожать

В 2011 году каждый десятый автомобиль куплен с привлечением льготного автокредита. Всего в России в прошлом году было выдано более 263 000 льготных автокредитов (по данныеМинпромторга).

По данным PwC, за 2011 год в кредит продано 44% автомобилей против 36% по итогам 2010 года.

В 2007-2008 годах из общего числа новых автомобилей на российском рынке продавалось в кредит 47% и 46% автомобилей соответственно. По итогам 2009 года доля кредитных продаж упала до 24%.

В 2012 году ожидается рост ставок по автокредитам и, в первую очередь, на те автомобили, которые участвовали в программе льготного кредитования, что должно негативно сказаться на продажах автомобилей в кредит.

С окончанием программы льготного кредитования еще более активную роль будут играть кэптивные банки и те банки, которые имеют совместные кредитные программы с автоконцернами.

Финмаркет