Стагнация продаж автомобилей заставит производителей завлекать покупателей сервисом и специальными предложениями.
Рост автомобильного рынка в России сильно затормозится, признало Министерство промышленности и торговли. Вместо 40% увеличения продаж легковых машин в 2011 году нас ждет топтание на месте. Это сильно осложнит жизнь автомобильных компаний, каждая из которых готовится решать проблемы по-своему.
Незначительный рост авторынка возможен благодаря облегчению импорта после вступления в ВТО, запуска и выхода на плановые мощности иностранных автозаводов, заявил директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов.
Рахманов обозначил две основные зоны риска. Первая — приток подержанных иномарок после начала работы в России правил ВТО. Особенно это опасно для иностранных производителей в России. Вторая — быстрое снижение ввозных пошлин на коммерческий транспорт — с 25 до 15%, а потом и вовсе до 5%. Это поставит под удар уже российских производителей грузовиков.
Чтобы помочь автопрому, в министерстве готовят меры поддержки, из которых Алексей Рахманов смог назвать только «Программу обновления коммерческих автомобилей для пассажирских перевозок по примеру успешно завершенной программы утилизации легковых автомобилей».
Если все получится, то в ближайшие годы по числу автомобилей мы приблизимся к странам Восточной Европы — 368 легковушек на 1 тыс. жителей, убежден чиновник. А ежегодное обновление автопарка вырастет с нынешних 3-3,3 до 6% в год. Но дорога явно будет трудной, ведь на конец 2011 года на 1 тыс. жителей в среднем по стране приходилось лишь 250 автомобилей, подсчитали в «Автостате».
Чуть раньше о замедлении на российском авторынке заявила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), объединяющая крупнейшие иностранные компании в стране. Продажи легковых машин в России в 2012 году ожидает стагнация, рост с 40% в 2011 году упадет до 7% или даже до нуля, считают в АЕБ. Общие продажи легкового и легкого коммерческого транспорта по итогам 2012 года составят чуть больше 2,8 млн. автомобилей по сравнению с 2,65 млн. в 2011-м. В PricewaterhouseCoopers говорят даже о возможном спаде на 8%.
Развивать бизнес в таких условиях будет непросто, и автокомпании уже готовятся к трудностям.
- В 2012 году ожидается что-то среднее между стагнацией и умеренным ростом, — говорит директор по связям с общественностью GM в России Сергей Лепнухов. — В такой ситуации мы планируем вести «нестандартную игру». За счет агрессивного вывода новых моделей GM прогнозирует рост своих продаж выше среднего и значительное увеличение доли рынка.
Nissan тоже не ожидает роста выше 10% и планирует в 2012 году сфокусировать внимание на удержании доли рынка, говорит пресс-секретарь компании в России Татьяна Натарова.
- Необходимо увеличить лояльность потребителей к марке — это одно из основных средств противодействия стагнации рынка. Мы планируем развивать программу кредитования, trade-in (зачет стоимости старого автомобиля при покупке нового. — Ред.), расширение комплектаций автомобилей, — заявила представитель Nissan.
Средства защиты от непростой рыночной ситуации ищут и дилеры. Здесь они надеются главным образом на большой набор разных марок и моделей.
У компании «Рольф» в портфеле 11 брендов — от Renault до Mercedes (как импортные, так и российской сборки). Благодаря этому «Рольф» рассчитывает, что уровень продаж не снизится, рассказала главный управляющий директор розничного подразделения Татьяна Луговецкая.
- Основная цель в этом году — это оптимизация уже существующего бизнеса, сокращение издержек в период дорогих денег. Сеть хорошо развита, и планов на расширение нет, только восстановление работ над замороженными проектами, — заявил директор по развитию «Автомира» Сергей Вятченков.
Автокомпании и дилеры боятся повторения спада 2009 года, когда продажи в физическом выражении рухнули в два раза. Поэтому будут крайне осторожны в новых проектах, считают эксперты.
- Разумеется, все компании рассказывают, что они настроены оптимистично и строят перспективные прогнозы. Никто из этих компаний реально не приблизился к докризисным показателям 2008 года, — говорит независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян.
Эффективным в этом году окажется сокращение издержек. Но возможно, имеет смысл и рискнуть, полагает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. Так в кризис повела себя корейская Kia, которая тогда только увеличила расходы на рекламу и продвижение.
Известия