| Инокомпания |
Рост числа официальных продавцов иномарок не привел к исчезновению серых дилеров. Они удовлетворяют спрос взыскательных, нетерпеливых или просто экономных клиентов.
За первые восемь месяцев в России было продано более 1 млн. новых иномарок. Сколько за это время продали серые дилеры, неизвестно — сами компании об объемах продаж говорить отказываются. По мнению заместителя главного редактора журнала «За рулем» Игоря Моржаретто, серые дилеры занимают не более 2% российского рынка новых иномарок.
Кто покупает?
На фоне автомобильного изобилия у неофициальных поставщиков не только нет проблем с клиентами — скорее, наоборот. Покупатели делятся на три категории: нетерпеливые, экономные и взыскательные. К первой относятся потребители, которые готовы серьезно переплатить за дефицитный автомобиль и не готовы его ждать. К серым дилерам они идут за популярными Honda Civic или Mazda CХ7. Экономные клиенты, напротив, приходят за престижными моделями, которые у неофициалов стоят существенно дешевле, — BMW X5, Porsche Cayenne, Mercedes-Benz GL и ML, Subaru Tribeca. Третья категория — любители экзотики. К неофициалам их гонит нужда: многие автомобили в Россию официально не поставляются. Среди самых популярных — Ford Mustang, Ford F-150, Lexus GX, Nissan Armada, различные модели Acura.
«Американский и европейский рынки сильно отличаются, и на них продаются разные автомобили, — объясняет менеджер по связям с общественностью «Форд мотор» Екатерина Кулиненко. — Мы не завозим многие автомобили, которые на первый взгляд кажутся привлекательными для российского рынка». Кулиненко уточняет, что эксплуатационные требования к автомобилям в России и США принципиально разные и если стоимость переоборудования оказывается чересчур высока, то автомобиль не продают. Кроме того, существует проблема с качеством дорог и топлива, добавляет она.
Аналогичной позиции придерживаются и другие автопроизводители. Например, огромный внедорожник Nissan Armada в России не продается именно потому, что он «создавался под американский рынок», говорит представитель «Ниссан мотор Рус» Татьяна Натарова.
Новинки и дефицит
Один из главных козырей серых дилеров — автомобили, которые официально в Россию не поставляются. Например, Ford Mustang. «С появлением Ford Mustang в новом кузове им стали больше интересоваться», — рассказывает коммерческий директор компании US-Avto Юрий Опарин.
Неофициалы привозят не только автомобильную экзотику, не поставляемую в Россию производителями, но и новинки, которые еще не успели добраться до отечественного рынка, отмечает Олег Дацкив, директор по развитию auto-dealer.ru. «Официальный старт российских продаж Infinity QX56 намечен на ноябрь, а мы их продаем уже сейчас», — хвастается сотрудник одного из неофициальных салонов.
Американский рынок и обеспечивает российских серых дилеров. «Мы завозим до 100 машин в год, — рассказывает Опарин. — Мы сотрудничаем с американской лизинговой компанией, которая покупает машины с большой скидкой и затем продает нам».
В США более низкие налоги на автомобили, кроме того, из-за растущего курса евро-европейским производителям машин класса люкс приходится снижать свою маржу, чтобы удержать цену в долларах на приемлемом для американцев уровне, ведь США — главный для них рынок сбыта. Сочетание этих причин приводит к тому, что дорогие европейские автомобили из США даже с учетом доставки оказываются в России дешевле поставляемых официально.
«Стоимость BMW, Porsche или Mercedes у неофициальных дилеров может быть на $20-30 тыс. меньше», — утверждает Опарин. На сайте калифорнийского дилера Porsche компании Carlsen новый Cayenne S стоит $67 560. Для сравнения: на сайте официального дилера Porsche в России «Спорткар-центр» столько стоит Cayenne S
По другим моделям экономия меньше: Subaru Tribeca В9 в «топовой комплектации» в US-Avto предлагают за $54 тыс. «По этой модели наши цены на $5000-7000 ниже официальных», — говорит Опарин.
Ценовая политика серых дилеров варьируется в зависимости от желаний клиента: можно дешевле, а можно — быстрее. «Например, Mazda CX7 в официальном салоне стоит $50 тыс. и ждать ее нужно семь месяцев, а у нас — $56 тыс. и уехать можно буквально сегодня», — рассказывает сотрудник неофициального дилерского центра.
Производители спокойны
Компании-производители о серых дилерах знают, но радикальных шагов по борьбе с ними не предпринимают.
«Porsche Russland — официальный импортер, а это значит, что компания соблюдает все законы, платит все налоги, — заявил президент Porsche Венделин Видекинг. — Мы уверены, что покупать Porsche нужно у официального дилера, где клиент может получить полный спектр услуг».
«Мы знаем, что есть и другие способы купить Porsche, но я не уверен, насколько законно ввозятся эти автомобили. Эта ситуация нас не особо волнует — я не думаю, что бизнес этих компаний оказывает хоть какое-то влияние на бизнес Porsche», — добавляет Видекинг.
Менеджер по маркетингу Subaru Motor Rus Илья Каменский сомневается, что серым дилерам действительно удается продавать намного дешевле официальных: «Сейчас Tribeca официально продается от $59 тыс., на $5000 дешевле я не видел».
«Мы знаем, что X5 продают неофициальные дилеры», — комментирует сотрудник BMW Russland. Чтобы построить дилерский центр BMW по корпоративным стандартам, необходимо вложить много денег, а серым дилерам «не нужно окупать вложения, поэтому и цены там ниже», объясняет он.
Техобслуживание гарантировано
«Оттока клиентов к серым дилерам не происходит, мы продаем все, что ввозим», — говорит Каменский. Он добавляет, что Subaru специально не отслеживает работу неофициальных салонов: клиенты предпочитают покупать машины с официальной гарантией. Даже если человек купил автомобиль у серого дилера, он может ремонтировать его в официальных техцентрах, говорят сотрудники представительств.
«Никаких запретов на обслуживание неофициально купленных автомобилей не существует», — говорит Кулиненко. Натарова добавляет, что у покупателей неофициальных иномарок могут возникнуть проблемы с запчастями. «Тем не менее мы стараемся заботиться обо всех клиентах, ведь они выбрали Nissan», — рассказывает Натарова. «Когда Infinity не продавалась в России официально, мы поставляли сюда запчасти, чтобы дилеры могли обслужить всех».
Проблем с техобслуживанием у клиентов неофициалов не возникает, уверяет менеджер по продажам крупного серого дилера. Он объясняет, что для автомобилей Porsche, BMW, Cadillac и Mercedes действует «мировая гарантия изготовителя»: «Если вы купили себе BMW X5 в Австралии, а затем во время поездки по африканской саванне у вас перегорел фонарь, то любой местный дилер бесплатно вам его поменяет». Для того чтобы гарантия действовала, машина должна быть не старше двух лет и регулярно проходить положенное ТО.
Несмотря на стабильный спрос, число серых дилеров сокращается. Если три года назад в Москве, по оценкам участников рынка, работало около сотни таких компаний, то сейчас — не более двух десятков. «Привозить автомобили дешевле $30 тыс. уже не слишком выгодно, поэтому, очевидно, через несколько лет в сегменте неофициалов останутся только компании, торгующие дорогими автомобилями, не представленными в России», — считает Дацкив.
Столкнувшись с ажиотажным спросом, автопроизводители задумались об увеличении числа дилеров. Но пока рост дилерской сети отстает от рынка.
Продажи увеличиваются на 65-70% в год, а число дилеров — на 30-40%. В столицах рынок уже насыщен, и производители делают ставку на регионы.
Лидеры рынка по продажам опережают конкурентов и по уровню развития дилерской сети. Самая многочисленная и разветвленная сеть — у компании Ford, она состоит из 137 салонов в 87 городах. С конца
Для автопроизводителя рост сетей ничего, кроме емкости рынка, не сдерживает — спрос на дилерский статус превышает предложение, производители выбирают партнеров по конкурсу, говорит финансовый директор автохолдинга Genser Игорь Пономарев. «Спрос первичен, необходимость открытия центра скорее следствие, а не причина», — подтверждает представитель «Ниссан мотор Рус» Татьяна Натарова. Но взрывной рост дилерских сетей начался совсем недавно — в
Глеб Столяров, Александр Губский, Ведомости

iPhone «на колёсах»
Европлан: грузовики Mitsubishi Fuso с выгодой до 29%
Расширение модельного ряда
RENAULT KWID – НОВОЕ ВИДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ А-КЛАССА
АВИЛОН официальный партнер чемпионата России по кольцевым гонкам
Mitsubishi открыла интернет-магазины оригинальных запчастей и аксессуаров
Выгодные кредитные условия на Mitsubishi Pajero Sport в мае
Надежность измеряется будущим
АО МС Банк Рус снижает кредитные ставки и запускает новый кредитный продукт
Росавтодор оштрафовал дорожных строителей более чем на 500 млн рублей
Мitsubishi Motors Corporation показала рекордную прибыль по итогам продаж за 2014 финансовый год
АВИЛОН вручил победительнице конкурса «Мисс Россия 2015» ключи от Hyundai Solaris
BRIDGESTONE. ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ
Электромобили Mitsubishi i-MiEV будут работать парконами в Москве
Во Владикавказе открылся первый дилерский центр Mitsubishi – «Алания Авто»