Россияне покатят







Официально

Официально

PricewaterhouseCoopers 22 января выпустила обзор о состоянии автомобильного рынка в России в 2007 году и его перспективах в ближайшие годы.


Как сообщил на брифинге партнер компании PwC Стэнли Рут, в 2007 году рост автомобильного рынка по сравнению с 2006 годом как в количественном (35%, до 2,79 млн. автомашин), так и в денежном (67%, до 53,4 млрд. долл.) выражении был наибольшим в современной истории России. Продажи иномарок российского производства в РФ выросли на 57%, до 440 тыс. штук, импорт новых автомобилей увеличился на 67%, до 1,21 млн. штук, импорт подержанных автомобилей — на 46%, до 380 тыс. штук. При этом продажи российских автомобилей снизились на 5%, до 765 тыс. штук. В денежном выражении рост продаж составил всего 12% (6,5 млрд. долл.). Говоря об основных тенденциях развития автомобильного рынка России, г-н Рут отметил почти двукратный рост выданных автокредитов — до 16 млрд. долл., а также рост располагаемых доходов населения. «Если в 2006 году доля расходов на автомобили составляла 4,4% от располагаемых доходов, то в 2007 году она возросла до 5,2%, несмотря на заметный рост средней цены автомобиля», — отметил он.


Одновременно с новыми иномарками выросли и продажи импортных подержанных автомобилей — на 46%, до 380 тыс. штук. «Покупать подержанный автомобиль сегодня гораздо менее выгодно, чем новый. Рост продаж может объясняться только большим неудовлетворенным спросом на новые автомобили», — говорит г-н Рут. Впрочем, по мнению руководителя подразделения по оказанию услуг автомобильной промышленности Ernst & Young Ивана Бончева, это обусловлено и введением Евро-3: многие постарались ввезти автомобили до 1 января 2008 года.


Эксперт PwC также считает, что прошлый год был достаточно успешным и для крупнейшего российского автоконцерна — «АвтоВАЗа». В 2007 году он продал в России 663,5 тыс. автомобилей (по сравнению с 2006 годом рост составил 6,2%). В то же время, как отмечает г-н Рут, «АвтоВАЗ» испытывает все возрастающее давление со стороны китайских автомобилей, продажи которых в 2007 году выросли на 258% (с 19,8 тыс. штук в 2006 году до 51,2 тыс. в 2007-м).


По его словам, автомобили и других мировых производителей продолжают «захватывать» российский рынок. Так, в период с 2002 по 2007 год новые иномарки увеличили свою долю на российском рынке в денежном выражении с 26 до 76%. Объем продаж иномарок в России вырос с 2,8 млрд. долл. в 2002 году до 40,8 млрд. долл. в 2007 году, т.е. более чем в 14 раз.


Эксперты прогнозируют, что рост российского авторынка, хотя уже и не столь впечатляющий, продолжится и в этом году. В PwC ожидают, что по итогам 2008 года в лучшем случае общий объем продаж может перевалить за отметку в 3,5 млн. автомобилей, то есть ожидается рост примерно на 25%. Г-н Бончев также ожидает общий рост на уровне в 20-25%, хотя в секторе новых иномарок продажи могут вырасти на 50%. По мнению председателя совета директоров Genser Игоря Пономарева, в 2008 году рост продаж иномарок составит 40%, а сокращение роста должно наступить уже в 2010 году.


Эксперт PwC говорит о двух возможных вариантах развития авторынка России. Согласно оптимистическому прогнозу, пик продаж придется на 2014 год, когда будет продано 5,5 млн. автомобилей. Одной из основных причин этого будет рост утилизации старых автомобилей с нынешних 3% в год до 6%. В 2015-2017 годах на рынке будет наблюдаться спад, в результате которого продажи упадут до 4 млн. штук в год, однако до 2020 года уже не будет резких взлетов и падений, и ситуация относительно стабилизируется. К тому времени 400 человек из каждой тысячи будут иметь собственный автомобиль (сейчас около 200).


По консервативному прогнозу, пик ожидается в 2010 году, когда будет продано примерно 3,4 млн. автомобилей (а затем в течение десяти лет ежегодно будет продаваться 2,6-3 млн.), а утилизация будет на уровне 5% в год. При этом автовладельцами будут 300 человек из каждой тысячи.


По словам г-на Рута, препятствовать росту продаж могут меньший, чем планируется, рост ВВП в России, пока еще низкий уровень утилизации старых автомобилей, а также плохое состояние российских дорог.





Ирина Цырулева, Время новостей