Японцы укрепляют свои позиции








Инокомпания

Инокомпания
Автоиндустрия Японии находится сейчас в очень хорошей форме практически по всем параметрам: Toyota, Honda и Mazda постоянно расширяют свой бизнес на фоне просто сумасшедшего спроса, радующего всех производителей автомобилей малого класса.


В целом же в канун открывающегося Токийского автосалона японские автомобилестроители вполне готовы к любым штормам на мировом рынке, находящемся ныне в стадии крупных перемен.


Согласно просочившейся из концерна Toyota информации, в ходе намеченной на ноябрь презентации результатов полугодия компания объявит о достижении нового рекорда операционной прибыли в 1,2 трлн. иен, что снова на 10% больше, чем за тот же период прошлого года. Несмотря на рост вложений в НИОКР операционная рентабельность снова окажется где-то у отметки в 10%. «Из примерно одиннадцати автомобилестроителей Японии семь или восемь компаний имеют очень хорошую рентабельность», — отмечает эксперт этой отрасли в Credit Suisse в Токио Койи Эндо. Сравнительно безболезненно проходят сейчас нынешнюю спокойную фазу своего цикличного бизнеса и производители грузовых автомобилей. Озабоченность вызывает в отрасли по-прежнему, пожалуй, лишь Nissan. Здесь ждут момента, когда действие прописанных ему рецептов выздоровления проявится, наконец в итогах хозяйственной деятельности концерна.


«В настоящее время я считаю японцев лидерами мирового автопрома», — заявил аналитик Кристофер Рихтер из Calyon Capital Markets Asia в Токио, выделив при этом две, на его взгляд, ключевые тенденции: переживаемый Детройтом спад и моторизацию развивающихся стран. По мнению эксперта, японцы своевременно распознали и смогли развить обе эти тенденции.


Полученную в Северной Америке прибыль японским концернам удалось использовать для того, чтобы захватить развивающиеся рынки. Похоже, что стратегия Toyota по освоению рынка автомобилей среднего класса оправдалась в Китае, указал г-н Рихтер, по мнению которого лидер отрасли идет к тому, чтобы стать в Поднебесной вторым по величине продавцом автомобилей. Эксперт отмечает, что для китайца с достатком японское авто является очень привлекательным выбором. «Автомобилестроители из Японии проводят сейчас в Китае весьма агрессивную инвестиционную политику, — считает аналитик Эндо из Credit Suisse. — Их доля на этом рынке составляла до сих пор лишь 20%, однако она постоянно увеличивается».


В то же время на рынке Индии три «больших японца» — Toyota, Honda и Nissan — представлены слабо, а вот Suzuki завоевал здесь не только более 50% рынка, но и прекрасную репутацию. Концерн Toyota, благодаря своему недорогому внедорожнику повышенной вместимости MPV (International Multipurpose Vehicle), набирает очки в Юго-Восточной Азии, и прежде всего на гигантском рынке Индонезии.


Тенденция роста спроса на мини-автомобили характерна как для Японии, так и для расположенных южнее нее развивающихся стран: так, на родине Toyota по-настоящему хорошо продаются только автомобили самого маленького размера. В 2006 году свыше одной трети (2 млн. штук) всех вновь зарегистрированных автомобилей пришлось на сегмент с двигателем меньшего, чем 0,66 л, объема. Самыми удачливыми продавцами оказались Daihatsu, Nissan, Honda, Mitsubishi и Suzuki.


С каждым годом японцы все реже покупают авто среднего класса. Вице-президент компании Honda Коити Кондо объявил, что прогноз их продаж в Японии будет значительно понижен. А вот автомалыши, напротив, считаются практичными, недорогими и умными. Именно поэтому производители нацеливаются на рынок еще меньших по размеру, чем сейчас, автомобилей. Так, Mazda сообщила, что в концерне уже работают над самой маленькой в истории этой компании моделью. Тут расчет делается на спрос со стороны прежде всего пенсионеров и молодежи, т.е. покупателей с небольшим кошельком, что, впрочем, вполне логично для стареющего общества со все более сильной дифференциацией доходов. Nissan планирует установить в 2009 году рекорд, предложив японскому рынку самое дешевое авто в сегменте выше мини-автомобиля, — по цене 5 тыс. евро и при объеме производства до 100 тыс. штук в год.


В отличие от самой Японии настоящие деньги японский автопром зарабатывает в США, стране тяжелых лимузинов. По данным г-на Эндо, примерно от 60 до 70% мировой прибыли автоиндустрии приходится в настоящее время на японские компании. Однако опасность, как считает аналитик, таится в том, что две трети этих доходов получены в Северной Америке.


Именно поэтому, утверждает г-н Эндо, ипотечный subprime кризис на кредитном рынке США представляет для клиентов с плохой кредитной историей серьезную угрозу. Никто не может предсказать, что произойдет с крупнейшим мировым авторынком в будущем году в том случае, если миллионы тамошних потребителей окажутся перед лицом крушения всех своих финансовых планов. В любом случае, говорит г-н Эндо, число пессимистов все увеличивается. Так что ипотечный крах в США вполне может обернуться серьезными проблемами и для японских автомобилестроителей.





Финн Майер-Кукук, РБК daily