Инокомпания |
При этом определенный запас еще есть — представитель консалтингового агентства, присутствовавший на состоявшемся недавно собрании Российского союза автостраховщиков, отметил, что к 2011 году рынок легковых автомобилей вырастет в денежном отношении чуть больше, чем в два раза — с нынешних 45 до 96 миллиардов долларов. При этом средняя цена автомобиля будет около $20 тысяч.
Информация более свежая также дает повод для оптимизма. По данным Ассоциации европейского бизнеса в России, за период с января по октябрь 2007 года наши соотечественники приобрели более 1 миллиона 137 тысяч 238 новых иностранных автомобилей. По сравнению с таким же периодом прошлого года зафиксирован рост в 63%, а за весь год рост продаж, по мнению аналитиков рынка, планируется не меньше 51%.
Стоит отметить, что определенный запас для роста еще существует, хотя налицо некоторые темпы общего падения продаж автомобилей иностранных марок. Во-первых, это связано с тем, что этот сегмент рынка постепенно насыщается.
Во-вторых, отечественные банки зачастую не имеют возможности предоставлять такие кредитные программы, которые были бы одновременно выгодны и для банка, и для потенциального заемщика.
Хотя в данном случае перспектива есть. В настоящее время сразу несколько крупных мировых автоконцернов заявили о том, что собираются создавать на территории нашей страны собственные банки, которые могли бы предоставлять кредиты на покупку автомобилей на более выгодных по сравнению с остальным рынком условиях. В самое ближайшее время на рынок с такими предложениями собираются выйти банки Toyota Motor, DaimlerChrysler и BMW. Учитывая тот факт, что сегодня около 50% автомобилей приобретаются в кредит, работы на данном направлении непочатый край.
На первом месте по объемам продаж стоят автомобили концерна Chevrolet. Вместе с продукцией совместного предприятия GM-АвтоВАЗ за 9 месяцев 2007 года было продано 131 тысяча 653 автомобиля. На втором месте — Ford, реализовавший 120 тысяч 400 машин, а на третьем — Toyota с результатом 10 тысяч 484 автомобиля.
У первых двух марок есть наибольшие перспективы закрепить свой успех на российском рынке в самом ближайшем будущем. Для концерна General Motors это связано с тем, что в ближайшее время завод в Узбекистане начнет выпускать еще три новых модели — Captiva, Epica и Tacuma. Недавно с конвейера завода в Петербурге стали сходить внедорожники Opel Antara.
А Ford последний год демонстрирует очень серьезные темпы роста производства. По сообщению пресс-службы компании, общий объем продаж Ford Motor Company в России за период с января по сентябрь 2007 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 76%. К тому же у концерна весьма велика палитра продаваемых в нашей стране машин — 13 марок, включающие в себя и «обыкновенные» автомобили, и джипы, и мини-вэны и микроавтобусы.
Рост больше 100% показали автопроизводители из Юго-Восточной Азии. Продажи корейских внедорожников Ssang Young, которые сходят с конвейера завода микролитражных автомобилей (ЗМА) в Елабуге, увеличились в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом, составив 8 тысяч машин.
Больше 100% роста продемонстрировали за 9 месяцев 2007 года и ряд японских автопроизводителей. Самые лучшие показатели у Subaru (130%) и Honda (115%).
Однако наибольшее удивление доставляют аналитикам китайские автомобили. По данным комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в автомобильной сфере, которые озвучил в начале октября председатель комитета Михаил Добындо, объем продаж китайских автомобилей в России за первое полугодие 2007 года вырос в 4,72 раза — до 23,575 тысячи экземпляров. При этом наибольшей популярностью пользуются автомобили марки Chery. Наибольшей популярностью среди этой марки пользуется модель Amulet, являющаяся клоном испанского Seat Toledo, уже снятого с производства в Европе. Общая доля китайских автомобилей на рынке составляет пока 3,3%.
Тарас Фомченков, Российская Бизнес-газета