«У природы нет плохой погоды» — большинство людей относятся к этой фразе скептически, да и правда, когда хлещет дождь или воет метель, лужи по колено, промозгло и холодно, трудно воспринимать эту строчку из песни всерьез. Но есть и те, для кого эта фраза чуть ли не девиз, и чем больше трудностей вызывают у них погодные условия, тем больше наслаждения они получают. Свидетельство этому — спортивная команда «Космос», которая во все оружии приехала на Первый этап Открытого Чемпионата Московской области по трофи-рейдам.
14 апреля с главной площади города Коломна стартовало сразу три соревнования, в двух из которых приняла участие команда: Открытый Чемпионат МО и «Автопробег 4х4». Из боевых машин «Космоса» в лес отправились УАЗ, «Нива» и новенький «Дефендер», который предназначен для участия в легендарном соревновании «Ладога», и это был первый пробный его выезд.
Надо отметить, что подготовка у организаторов соревнования была на высшем уровне, начиная от проверки технического состояния автомобиля до состояния здоровья экипажа. Получив все нужные бумаги, координаты точек, разрешение на выезд, СК «Космос» отправились на старт. Отведенное на соревнование время составляло 8 часов.
Проводив ребят в гонку, мы с Анастасией Зайцевой (шеф-поваром полевой кухни команды «Космос») отправились в лагерь. По дороге уже встречались джипы, которых от обычных автомобилей отличали не только яркие наклейки, но и странные позы, в которых пребывал транспорт, у которого грязь с водой и снегом летела фонтанами из-под колес… Стало совсем очевидно — гонка началась. И если так трудно даются затопленные овраги у обочины, то что же ждет команды глубже в чащобе леса?
В лагере мучительно тянулись часы ожидания. Пока Настя готовила ребятам по-настоящему мужской ужин из горохового мясного супа, тушеной картошки с ребрышками и компота, я не находила себе места, живо представляя себе овраги и обрывы, разлившиеся лесные реки, и Бог знает что еще, и как все это преодолевает команда. Позвонить ребятам было нельзя, каждая секунда на счету, поэтому оставалось ждать в неведении. Через несколько часов появился первый Экипаж №3 СК «Космос» — «Нива», они выступали в «Автопробеге 4х4» в категории ТР0 под номером 4. К сожалению, у ребят сломалась машина, и они были вынуждены сойти с дистанции, посколько ремонту в полевых условиях автомобиль не подлежал. Вот что по этому поводу сообщил пилот экипажа Евгений Шульгин: «Старт начался у нас 12 ч. 03 мин. Взяв 17 контрольных точек и спецучасток, который достался экипажу с трудом, мы поняли, что наша боевая машина выходит из строя, так как появился запах жженного сцепления. Штурман Никитин Федор очень расстроился, осознав ситуацию. Хотя было очень обидно, пришлось принять решение стартовать на финиш. Мы понимали, что у нас еще в запасе шесть с половиной часов и не взято всего семь точек. Продвигаясь к финишу по бездорожью, мы выехали на асфальтную дорогу, появилось небольшое облегчение, и Федор с улыбкой сказал, что до цели осталось всего 7 км. По дороге нас застала пробка, состоящая из машин болельщиков и зрителей соревнования. И вот, полная остановка, переключение передачи, и машина просто перестала двигаться. Осмотрев автомобиль, мы поняли — требуется снятие коробки передач и новая корзина сцепления, которой у нас нет. Буквально через 15 минут проезжавший мимо мужчина на боевом автомобиле предложил помощь и дотащил до финиша. Однако, несмотря на то, что на финише мы прибыли в 14:23, нам объяснили, что у экипажа сход из-за того, что эвакуировал нас организатор, а не любой другой участник соревнований, который еще не финишировал. Обидно, но теперь мы знаем, что надо бороться до конца и только своими силами. Но, несмотря на все, была получена куча адреналина и впечатлений!».
Ну что ж, это не беда! Впереди еще три этапа, а победитель считается по количеству очков, у ребят есть все шансы наверстать упущенное в следующих гонках. Зато ждать стало еще более невыносимо. Время шло — машин не было. Соперники возвращались в лагерь с улыбками и веселым настроением, мы же переживали, ведь еще два экипажа, которые боролись за честь СК «Космос», не то что не вернулись — они даже не подавали признаков жизни.
Еще через часа два мы увидели идущих пешком пилота и штурмана Экипажа №1, которые выступали в стандарте ТР2 в Открытом Чемпионате под №41. То, что они шли пешком, вызывало ужас, неужели сломалась машина, да так сильно, что они бросили ее в лесу. Когда ребята подошли к нам, их эмоции были непонятны, возникла пауза, и только через несколько минут я все же решилась спросить, как они проехали и где автомобиль.
«Все хорошо, гонка прошла успешно, а для первого выезда на необкатанной машине достаточно сложно рассчитывать на призовое место, но, тем не менее, по темпу гонки могу сказать с уверенностью, что в пятерку мы должны попасть. В процессе прохождения трассы мы выявили небольшие недоработки в автомобиле, которые при этом существенно снизили темп нашего движения. Приходилось много раз останавливаться и заниматься шиномонтажными работами из-за выхода из строя центральной системы подкачки. В целом трасса была разноплановой. Нам очень понравилось. Были и косогоры в нужном количестве, колейность и достаточно глубокие речные броды. Скажу честно, перед стартом был некий нервоз, ведь это первое наше участие в официальных соревнованиях. Но он развеялся в первые полчаса гонки. А теперь будем ждать наш экипаж №2 и результаты», — поделился эмоциями Александр Колембет, пилот экипажа и руководитель СК «Космос».
Далее своими мыслями поделился штурман Дмитрий: «Трасса была хорошо подготовлена, было где развернуться, проявить все свои качества как штурмана и просто человека, находящегося в экстремальных условиях. Однако подкачала техническая подготовка машины, она сыровата, и в ходе соревнования мы выявили недоработки, которыми надо заниматься вплотную. По своим ощущениям, думаю, мы попали в пятерку, но даже если войдем в десятку — это тоже очень хорошо. После бессонной ночи и последних предстартовых подготовок команды и техники было достаточно сложно собраться с мыслями, плюс еще такая ответственность — первое официальное соревнование. А сейчас хочется просто отдохнуть и хорошенько поесть!».
Стало понятно, что ребята довольны, хоть местами машина показала свои недоработки, все же трасса была пройдена успешно, а Дефендер давно отдыхает на трейлере.
Оставался последний заявленный экипаж команды. Время шло, лагерь наполнялся вернувшимися автомобилями, а наши куда-то пропали. До закрытия трассы оставалось минут 30, и вдруг вдалеке мы увидели знакомые очертания экипажа №2, они выступали в стандарте ТР2 в «Автопробег 4х4» под №133. По ребятам было видно, насколько сильно они были измотаны. Сразу же попросив у всех интересующихся 10 минут тишины, они просто сидели и молчали, потом Кирилл Денисов, пилот экипажа, стал рассказывать: «Уже в стартовой очереди мы поняли, глядя на соседние экипажи, что просто прогуляться по полям и лесам нам не позволят. Хорошо подготовленные машины и экипажи, во взглядах которых можно было прочитать уже почти победу. Сразу вспомнились слова из кинофильма «Берегись автомобиля»: «Погоня…. один убегает, другой догоняет». Так оно и получилось! На первом отрезке мы старались держаться за нашим экипажем №41, и это удавалось несколько первых контрольных точек. Затем случилась не очень приятная ситуация, когда на склоне в 30 градусов у нашего авто разбортиловалось переднее левое колесо. Все было совсем плохо, когда я понял, что наверху склона огромное поле без единого дерева или столба, т. е. зацепиться вообще не за что! Потом были слабые попытки вбить «якорь» в замершее поле, но глубже 10 см это не получалось. Помог нам проходивший мимо экипаж, который любезно разрешил зацепиться лебедкой за авто. После мы быстро собрали колесо и стартанули дальше. Кстати, на этой контрольной точке мы потеряли около часа. Старались ехать уверенно и брали одну контрольную точку за другой. Но тут у нас снова разувается машина! Не теряя времени, прикладываем максимум усилий, чтобы надеть резину и двинуться далее по маршруту… Дальше случается что-то странное, потому что на дистанции около 1 км наша машина разулась еще пять раз, и все время разные колеса. Собирая последний раз колесо, мы приняли решение двигаться сразу на финиш. Хотя несколько точек были на расстоянии метров 300-400 от нас, времени было очень мало — или точки, или вовремя финиш! Финишировали, сдали электронную станцию, на которой были записаны все взятые точки и пошли в лагерь… Зато теперь можем быстро собирать колеса и соревноваться с шиномантажем на время!».
Пока Кирилл делился эмоциями, штурман молча сидел с круглыми глазами, видимо, усталость была настолько сильная, что говорить не было мочи. Зато фотограф, который сопровождал ребят, с детской непосредственной улыбкой снова и снова рассматривал фотографии, периодический издавая восторженные вопли.
За ужином ребята из команды сначала молча ели, слышно было только лязганье посуды, а потом наперебой стали обмениваться своими эмоциями и достижениями, делились впечатлениями о трудностях и их решениях. Руководитель команды поблагодарил всех ее членов за участие и старания, подбодрил экипаж «Нивы» и настроил ребят на следующий этап: «Ну что, первая гонка для экипажа №3 не удалась, подвела техника или неправильное ее пилотирование. В этом будем разбираться после дефектовки автомобиля. Требовать от вас высокие результаты пока рано, но, тем не менее, вы должны понимать, что начало сезона и расслабляться уже нельзя. А в целом я считаю, мы выступили достойно. Благодарю всех за старания, будем ждать результаты, надеюсь, они нас порадуют. Ну и впереди следующий этап, начинаем готовиться, ребята».
Мне показалось, что Александр Юрьевич довольно строг со спортсменами, но что тут поделаешь, дисциплина.
Около 23:00 были известны предварительные результаты, Экипаж №41 занял 4 место, а экипаж №133 занял 7 место, хотя ребята не рассчитывали из-за поломок попасть даже в 10 лучших. Результаты всех удовлетворили. Для начала неплохо, особенно учитывая, что у первого экипажа разница с первым местом всего в 1 бал. Часть команды уехала сразу после результатов на станцию, чтобы не откладывать начало ремонта автомобилей, а часть, во главе с руководителем, осталась в лагере, ведь надо было собрать его и подготовить к отъезду, а силы уже всех покинули.
Около 00:00 часов, когда мы уже собирались ложиться спать, пришли люди — измотанные, замершие и чуть ли не отчаявшиеся. Они попросили помочь вытащить машину, которая застряла в нескольких километрах от лагеря — экипаж, выступающий в стандарте ТР3, поэтому стало сразу ясно, что легкой эвакуация не будет, однако насколько тяжело она пройдет, стало понятно в пути. Александр сразу согласился помочь, оставлять в беде людей нельзя, хотя сам практически падал от усталости. Переодевшись в спортивную униформу, руководитель и механик Николай завели эвакуационный ГАЗ-66 и двинулись в путь.
За день снег сильно подтаял, был липкий и тяжелый, глубина колеи была огромная. Местами подморозило, а местами воды было около метра. Пробираться к «Котлете» (так называется автомобиль свободной конструкции выступающий в самой сложной категории ТР3) было тяжело, туман, как молоко, полностью окутал все поле, ничего не было видно, сильно похолодало, трудно было сосредоточиться — усталость брала свое. Примерно через полчаса, обнаружив автомобиль, не могли к нему проехать, даже для «шишиги» взять поле штурмом оказалось сложно. Машина села на оба моста … У меня проскочила мысль, что вот тут-то нам и ночевать. Мы с Настей остались в кузове, а все мужчины ушли в туман на ощупь искать хоть что-то, за что можно зацепить лебедку. Становилось жутко. Еще через какое-то время стало понятно, что мы за что-то зацепились — грузовик дернулся с места. Привязав «Котлету» и перекрестившись, как танк мы стали пробираться по уже недружелюбному полю. Когда мы добрались до трассы, радости нашей не было предела, ведь силы покидали, а от холода сводило руки. Спасенных на дороге встретил эвакуатор, мы передали сломанную машину и отправились домой в лагерь. По приезде уже через 10 минут все спали, как дети. Все, кроме меня… я перебирала в голове детали этого дня и восхищалась командой «Космос» за их отношения к себе, к гонке и, конечно же, к другим людям. Засыпая, я поймала себя на мысли, что с нетерпением жду Второй этап этого соревнования и искренне желаю команде «Космос» победы.
Говорова Мария для журнала «Авто-обозрение»