Закон с пробегом







Официально

Официально

Депутат «Единой России» Олег Морозов и его коллеги по партии внесли на рассмотрение Госдумы поправки в Налоговый кодекс РФ (ст. 154), отменяющие повторное взимание НДС при продаже автомобилей старше трех лет, приобретенных у физических лиц.


В случае успеха в статью 154 части второй Налогового кодекса РФ будут внесены поправки, исключающие вторичное взимание НДС при реализации автомобилей, с момента выпуска которых прошло более трех лет. Таким образом, компании, перепродающие автомобили, будут уплачивать НДС только с разницы между продажной и покупной стоимостью автомобиля. Логика изменений проста: существующая практика предполагает двойной порядок взимания НДС: первый раз — при покупке нового автомобиля у дилера, и второй — при официальной перепродаже машины через дилера.


Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, сейчас в России недостаточно распространена схема trade-in. Ограничивает развитие схемы существующий порядок взимания НДС: дилер уплачивает налог при выкупе подержанного автомобиля у владельца, а также при продаже автомобиля новому владельцу. В результате продажа подержанных автомобилей через дилеров никому не выгодна, из-за чего этот сегмент рынка уходит в тень комиссионных продаж (дилер не покупает автомобиль, а принимает его на комиссию) или «оформления по доверенности».


Продажа подержанных автомобилей через официальных дилеров увеличит размер бюджетных поступлений. По расчетам авторов законопроекта, рынок подержанных автомобилей составляет 500 тыс. в год и половина этого объема должна перейти в салоны дилеров. За счет этого бюджетные поступления увеличатся с 810 млн. руб. (от продажи всего объема по комиссии) до 900 млн. (за счет техобслуживания), подсчитали авторы. Правительство РФ в лице вице-премьера Александра Жукова уже выразило свою поддержку законопроекту. Авторы рассчитывают, что он вступит в действие с 1 января 2009 года.


За отмену двойного налогообложения уже более двух лет выступал комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса и его бывший глава — глава Ford в России Хенрик Нензен. «Это полностью перекроит рынок. Целая отрасль перейдет из криминальной зоны в цивилизованные салоны», — радуется председатель совета директоров дилерской компании Genser Игорь Пономарев. По его подсчетам, новая схема коснется в 2009 году 90% трехлетних иномарок, то есть около 900 тыс. машин. При этом дилеры будут зарабатывать по 250-300 долл. на каждом автомобиле.


По словам исполнительного директора розничного направления ГК «Рольф» Вардана Даштояна, отмена второго НДС также позволит более эффективно развивать импорт автомобилей с пробегом. «Сейчас автомобили ввозятся с помощью частных лиц. А если двойной НДС будет отменен, мы сможем конкурировать с неорганизованной сетью», — говорит он. «Рольф» запустил весной прошлого года программу продажи подержанных автомобилей под брендом BlueFish.


«Налоговых стимулов к развитию «белого» trade-in не добавится, — считает управляющий партнер консалтинговой компании Tax Group Дмитрий Путилин. — При комиссионной продаже подержанного автомобиля салон платит налоги с комиссионного вознаграждения, не превышающего 1000 руб. Законопроект предлагает дилерам платить НДС с наценки, которая составляет 1000-1500 долл. с автомобиля».


По словам финансового директора группы компаний «Автоспеццентр» Олега Мосеева, если законопроект будет принят, сектор продаж б/у машин получит такую же динамику развития, какая сейчас наблюдается у рынка новых автомобилей. «Оборот рынка подержанных автомобилей, продаваемых без участия официальных дилеров оценивается на уровне $15-25 млрд.», — сказал Олег Мосеев. Часть этого объема «серых» продаж автодилеры рассчитывают «перетянуть» на себя, предложив клиентам новые услуги. «Сейчас, не выкупая подержанный автомобиль в собственность, автосалоны не могут проводить полноценную предпродажную подготовку и давать гарантию на него», — пояснил финдиректор. По его словам, программы гарантий на подержанные автомобили, уже разработанные многими производителями (в частности, AUDI и Nissan), до сих пор не реализовывались, в основном именно из-за наличия НДС при трейд-ин.


Совладелец компании Genser Игорь Пономарев считает, что «вывод рынка из полукриминальной, «серой» зоны повысит безопасность сделок по продаже подержанных автомобилей». Он отмечает, что нынешняя практика комиссионной продажи не устраивает самих потребителей — ведь реализации машины приходится ждать месяц-два. «Клиент же хочет приехать к дилеру на старом автомобиле и уехать на новом — как это происходит во всем мире», — сказал Игорь Пономарев. По его мнению, внедрение полноценного трейд-ин неизбежно приведет к увеличению реализации новых автомобилей и позволит накопить достоверную ценовую статистику рынка подержанных, что облегчит жизнь как дилерам, так и потребителям.





Юлия Карулина, Мария Селиванова, Людмила Новикова, РБК daily