Инокомпания |
По прогнозам специалистов, кризис в леворульном автомобильном бизнесе настанет в 2009-2010 году.
Сначала перестанут расти продажи, затем начнется спад. Притом что московские и прочие дилеры европейской части страны финансово очень сильны, отменно развиваются и останавливаться на достигнутом и не хотят, и в силу разных причин уже не могут. Но большинство русских автомобильных компаний не диверсифицированы и заняты лишь в одной сфере. Широко раскинувших свои финансовые интересы очень мало, и счет фирм, торгующих машинами, а заодно строящих дома либо имеющих свои колбасные цеха, весьма ограничен.
Поэтому, когда случится неизбежное, многие окажутся перед угрозой разорения. При этом в Москве принято считать, что все Зауралье, Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток жить не могут без подержанных японских машин с правым рулем и на нормальную технику они по доброй воле не пересядут. Это ошибка. Там уже вовсю началась пересадка на полноценные автомобили. Как и полагается, возглавила движение местная элита, у которой теперь принято щеголять теми же самыми машинами, что и у всех, но с нормальным рулем. К тому же японский секонд-хэнд имеет неприятное стремление к удорожанию. Даже у больших альтруистов дорогая техника будет стоить дорого, и этот объективный закон экономики не опровергнут самые добрые сердца японских продавцов, неискренне влюбленных в Россию. Иными словами, тенденция уже определена и потихоньку развивается. Но местные не готовы отказаться от легких денег, получаемых от комиссионной торговли, и поэтому все никак не возьмутся за автобизнес по-взрослому, да и на предложения представительств серьезных компаний смотрят с неторопливым недоверием.
За Уралом все помешаны именно на Toyota и нет для них ничего популярнее этой марки. Казалось бы, именно поэтому люди будут упорствовать и до последнего любить свой правый руль именно у Toyota. Вовсе нет. Рано или поздно секонд-хэнд закончится, а преклонение перед брендом останется. Поэтому леворульная Toyota будет беспрецедентно популярна и быстрей других заменит неправильный руль. Второй по популярности бренд за Уралом — Nissan. Дилеры марки тоже раньше других почувствуют поддержку населения, переходящую во всенародную любовь. А вот Subaru, Mitsubishi и Honda в регионе не жалуют, считая их хлипкими, ненадежными и неремонтопригодными. Suzuki придется еще сложней. Популярность предстоит завоевывать с нуля.
Неоднозначно отношение и к европейским брендам. Как и полагается, Mercedes и BMW любят все и всегда. И не случайно во Владивостоке первый официальный дилер — причем вообще первый — именно Mercedes. Хотя он на всякий случай приторговывает всеми немецкими марками, совмещая под своей крышей еще и Audi и Volkswagen. Зато появление Renault владивостокцы восприняли как анекдот и проявили полнейшую неготовность к пониманию полноценной дилерской политики. Самый главный слух среди горожан — Renault настолько беспомощна, что даже пообещала три года гарантии на свои машины и техобслуживание в придачу. Для жителей Москвы это норма, а для дикого Владивостока — повод для глупых шуток.
И в этом году станет заметно, что московские дилеры начинают открывать свои шоу-румы в самых неожиданных городах. Те, кто не выплеснется на просторы Сибири, только проиграют. Ну или как минимум не выиграют. Кстати, к тому моменту, когда рынок начнет стагнировать, государство всерьез наляжет на правый руль и постарается его всячески задавить. Кроме того, и сами японцы в своем неудержимом прогрессе зайдут так далеко, что их сверхсовременные автомобили окажутся непригодны для нашего бензина, дорог и сервиса. В чем проглядывает еще одна причина неизбежной и достаточно быстрой кончины правого руля в России. Он отомрет сам собой. Поэтому левый руль в любом случае станет востребован, что только поможет желающим развиваться и нести по стране цивилизованный автобизнес и начать нормально продавать новые авто, сопровождая процесс непривычной для многих гарантией, техобслуживанием и сервисной поддержкой.
Сергей Асланян, Московский комсомолец