Инокомпания |
На бурно растущем автомобильном рынке России присутствуют компании, которые могут снизить цены. Но большинство автопроизводителей в наступившем году будут цены увеличивать.
По итогам 2007 г. Chrysler стал одним из двух брендов в России, продажи которого на рынке, выросшем на 61%, не увеличились, а снизились (на 16%). Предвидя такой результат, компания в ноябре прошлого года объявила о снижении цен по всему модельному ряду (включая также бренды Dodge и Jeep). В среднем снижение цен составило 7%. Так, Jeep Grand Cherokee стал дешевле в некоторых комплектациях на 174 тыс. руб. Цена Chrysler 300С в зависимости от комплектации снизилась на 198 тыс. руб.
По словам представителя Chrysler Russia Анны Капитоновой, падение продаж связано исключительно с обновлением модельного ряда: «Потребители ждут начала продаж новых моделей». Обновленные седан
Снижения цен на автомобили брендов Chrysler в этом году не планируется, говорит Капитонова. Она отмечает, что с 1 января 2008 г. все официальные дилеры Chrysler, Jeep и Dodge в России при поддержке представительства компании объявили о программе специальных скидок клиентам на автомобили модельного года 2007 г. Размер скидок может достигать 17% — например, от 117 480 до 235 тыс. руб. на Jeep Grand Cherokee или от 176 тыс. до 235 тыс. руб. на Chrysler
Вторым неудачником 2007 г. стала марка Citroen — ее продажи упали на 6%. В прошлом году в модельном ряде Citroen не было таких популярных среди покупателей позиций, как полноприводный автомобиль и седан, объясняет Оксана Вершинина из Citroen. В этом году в продажу поступят полноприводный Citroen C-Crosser и Citroen C5 в корпусе седан. Она добавляет, что также падение продаж Citroen в прошлом году было связано с сильным евро и недостаточными инвестициями в рекламу. «Мы пересматриваем прайс-лист», — говорит Вершинина.
Другие автомобильные компании также собираются пересматривать прайс-листы. К сожалению для покупателей, в сторону увеличения цен.
Средний рост цен в целом по рынку в 2008 г. может составить до 10%, прогнозирует топ-менеджер российского представительства крупной автокомпании. Он отмечает, что для некоторых брендов подорожание может составить 2%, а для других — до 10%. Новые иномарки будут дорожать в силу целого ряда факторов, главный из которых — инфляция. «Если инфляция будет 10%, то настолько же вырастут и цены», — считает он. Кроме того, в ценообразовании значительную роль играют курсы валют. «К сожалению, от усиления рубля к доллару автомобили дешевле не стали, — говорит он. — Производственные зоны для России находятся в других странах, и расчет с ними идет в иенах, вонах, евро, фунтах стерлингов».
Иногда не влияет на цену даже тот факт, что автомобиль собирается в США. Например, BMW X5 собирается в США. «Но поскольку этот завод входит в сеть заводов BMW, то и все расчеты идут в евро», — говорит Ксения Климушина из BMW Russland.
Другая причина, по которой автопроизводителям нет нужды снижать цены, — стабильно высокий спрос. «Российский рынок уже который год демонстрирует настоящую ненасытность — в ситуации, когда на некоторые машины стоят очереди по полгода, производители думают не о снижении, а о повышении цен», — комментирует топ-менеджер одной из автокомпаний. Но, как бы ни хотелось производителю воспользоваться спросом и задрать цены, он никогда на это не пойдет, утверждает менеджер: «Иностранные компании хотят работать на российском рынке не один год, так что коррекция цен может быть максимум в рамках 3-4%. Более резкое повышение вызовет отток клиентов».
Снижения цен в этом году точно не планируется, говорит директор по связям с общественностью Renault Оксана Назарова. Максимум, на что можно надеяться покупателям, — на поддержание существующих цен. «Мы закупаем автомобили в евро, а продаем в рублях, — объясняет Назарова. — Мы стараемся сдержать цены за счет снижения своей маржи». Назарова замечает, что если курс евро будет укрепляться, то рано или поздно, но повышение цен неизбежно.
«Вполне возможно, что цены будут повышены», — признает Татьяна Русакова из «Тойота мотор». В июне 2007 г. Toyota повысила цены на модели Auris, Corolla, Avensis, Camry, RAV4, Land Cruiser Prado и Hiace. Цены выросли с 0,9% до 2,29%. До этого цены повышались на 1,5-2,9% в январе. В 2006 г. Toyota повысила цены только один раз — в июле рост составил от 0,9% до 3,9%. Русакова отмечает, что, даже если повышение цен произойдет, оно будет незначительным. Среди причин она называет инфляцию и укрепление иены.
«На первые полгода цены зафиксированы и меняться не будут», — говорит Дмитрий Роткин, генеральный менеджер «Рольф-холдинга» (дистрибутор автомобилей Mitsubishi). В прошлом году цены на автомобили Mitsubishi не снижались, но «Рольф» уменьшил цены на запчасти до 33%. «Во второй половине года стоимость автомобилей Mitsubishi может измениться в связи с обновлением модельного ряда», — говорит Роткин.
Иван Филиппов, Ведомости