Инокомпания |
Гендиректор General Motors (GM) СНГ Яцек Матеуш Горски сделал успешную карьеру управленца на растущих рынках. Он начал работу с Toyota Motor Poland в качестве регионального менеджера компании по сервису северной половины Польши. Потом Горски ушел в General Motors, где требовался региональный менеджер по продажам. У Горски не было опыта продаж, однако, автомобильная индустрия интересовала его не только с технической, но и с коммерческой точки зрения.
На момент прихода в компанию объемы продаж Toyota Motor Poland и General Motors Poland были примерно одинаковы — 4 тыс. автомобилей в год. «Дилеры GM брали машины напрямую с завода, а компания только обеспечивала поддержку и сервис. Я проводил исследования спроса и объяснял дилерам, какие машины лучше заказывать, как их надо демонстрировать, ведь денег у них тогда было немного, поэтому было важно организовать быстрые продажи. Поначалу у меня на попечении было всего шесть дилеров. За год я нашел еще пять. Переманивал их у конкурентов, в том числе у Toyota. Дилеры шли к нам с удовольствием, потому что имели у нас хорошую маржу. Конечно, были и риски. Ведь наши дилеры работали на условиях выкупа машин, а та же Toyota давала автомобили на реализацию — дилер не должен был платить, пока не продал машину», — рассказывает Горски. Вскоре ему предложили снова вернуться к технической стороне автомобильной индустрии и занять позицию регионального менеджера по послепродажному обслуживанию, а затем он стал отвечать за это направление и по всей Польше. Как раз в это время компания GM начала строить завод в Варшаве. Это добавило трудностей в работе.
В 1995 году Яцеку Горски опять предложили коммерческую должность менеджера по продажам GM в Польше, а в 1998-м он стал директором по продажам, маркетингу и послепродажному обслуживанию, занимался вопросами стратегии, развития бизнеса, поддержки покупателей и дилеров. 1999 год был очень напряженным, компания продала 60 тыс. машин и запустила второй завод. А потом Горски переманил Ford. Компания предложила Яцеку Матеушу позицию гендиректора, на которой ему предстояло управлять всем бизнесом концерна в Польше, включая автомобильный завод. «Эта должность была куда серьезнее той, которую я на тот момент занимал в GM, — рассказывает Горски. — В GM завод мне не подчинялся, к тому же надо мной стоял руководитель компании по стране». Однако в GM ему сделали ответное, интересное предложение, ради которого он вернулся: Горски стал руководителем офиса GM в Венгрии. Он стал отвечать за девять стран, включая все страны бывшей Югославии, Болгарию. В этой команде в Будапеште работало 70 человек, и состав все время увеличивался. Через два с половиной года произошла реорганизация, в Будапешт из Праги переехал офис GM, который обслуживал Центральную и Восточную Европу и Яцек Горски занял должность директора по послепродажному обслуживанию 14 стран.
В 2005 году Яцеку предложили поехать в Россию гендиректором GM СНГ. В Москве Горски удалось добиться определенных результатов: если в 2004 году компания GM продала в России 10 тыс. машин, то в 2008-м, по прогнозам, продаст больше 100 тыс. В российском офисе сейчас работают 150 человек, из них иностранцев на руководящих позициях — всего четыре человека.
В России Горски планирует остаться еще на три года. «Затем хотел бы поработать в Китае и Индии — это тоже быстроразвивающиеся рынки, — сообщил он. — Я всю жизнь работал в растущем бизнесе. Когда на российском рынке наступит стагнация, и он перестанет расти, руководить бизнесом надо будет совсем по-другому. Надеюсь, что это случится уже после моего отъезда. Я никогда не работал на падающем рынке и боюсь, что это у меня не получится, — я люблю рисковать, люблю действовать. На растущем рынке это ведет к успеху, а на падающем может привести к большим потерям».
Дмитрий Панов, РБК daily