АвтоВАЗ намерено купить у FIAT автомобильные платформы классов А и В








СП авто

СП авто
Итальянский концерн FIAT, с которого началась история АвтоВАЗа, вновь может стать технологическим партнером российского автопроизводителя. ОАО АвтоВАЗ намерено купить у FIAT автомобильные платформы классов А и В и создать СП по производству двигателей.


Глава совета директоров АвтоВАЗа, гендиректор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов заявил, что АвтоВАЗ «покупает у FIAT новую платформу автомобиля класса А». Он пояснил, что речь идет «об одной из последних разработок FIAT — небольшом молодежном автомобиле чуть больше «Оки» стоимостью не более 5 тыс. евро». АвтоВАЗ намерен организовать выпуск таких машин в объеме 100-150 тыс. штук в год, автомобили будут продаваться под брэндом Lada. Кроме того, по словам г-на Чемезова, АвтоВАЗ «думает над покупкой у FIAT права производства модели Panda (класс B, стоимость в РФ от $13 тыс.) или разработкой на ее платформе новой модели» для российского рынка.


Другим совместным проектом АвтоВАЗа и FIAT станет «создание полноценного двигательного производства мощностью 1,5 млн. двигателей в год». Сергей Чемезов уточнил, что FIAT сам предложил выпускать в Тольятти бензиновые двигатели объемом 1,4, 1,6 и 1,8 л и, возможно, 2 л. «Планируется, что АвтоВАЗ будет закупать у FIAT готовые двигатели и постепенно организует их сборку», — пояснил г-н Чемезов. Сроков запуска проектов и размер инвестиций он не уточнил. Глава «Рособоронэкспорта» рассчитывает, что проекты будут финансироваться, в т.ч. из инвестфонда: «Во всяком случае, президент Владимир Путин недавно указал Минэкономразвития, что стоит поддерживать не только иностранных, но и российских автопроизводителей».


Соглашения с FIAT о партнерстве, по словам Сергея Чемезова, планируется подписать «в конце лета либо в сентябре-октябре». В ОАО «Северсталь-авто» (дистрибутор FIAT в России) также отказались прокомментировать проект концерна с АвтоВАЗом, отметив лишь, что «все договоренности с FIAT (в частности, о сборке в России легковых моделей Albea, Doblo, Linea и коммерческого грузовика Ducato) соблюдаются».


Таким образом, АвтоВАЗ анонсирует едва ли не наиболее значимый проект с момента прихода на завод команды управленцев ФГУП «Рособоронэкспорт» в декабре 2005 года. С тех пор руководство АвтоВАЗа вело переговоры, в частности, с Renault о покупке новой платформы «бюджетного» автомобиля и выпуске двигателей. Однако они провалились — как поясняли в Renault, потому что «Renault занимается продажей машин, а не технологий». Теперь АвтоВАЗ возвращается к своему технологическому партнеру еще времен СССР: как известно, завод начал строиться в 1967 году в партнерстве с FIAT, а модели концерна стали прототипом автомобиля «Жигули».


О какой модели FIAT класса A идет речь, на АвтоВАЗе не уточняют. Ближе к осени FIAT намерен представить в Италии новую модель класса A FIAT-500. Она построена на модернизированной платформе FIAT Panda (двигатель 1,2-1,4 л) и, как декларирует концерн, станет «доступной для молодежи альтернативой Mini» (брэнд BMW Group). По словам источников на АвтоВАЗе, новая модель FIAT могла бы стать заменой «классике», которую планируется снять с производства к 2010 году.


Первый камень своего двигательного завода АвтоВАЗ заложил еще в июле 2006 года, однако проект не стартовал. АвтоВАЗ вел переговоры о партнерстве в нем с General Motors, однако пока они окончились ничем. По оценкам главы Национальной ассоциации производителей автокомпонентов Михаила Блохина, на создание двигательного производства партнерам потребуется не менее $1,5 млрд. В организацию производства новой модели класса A, по оценкам г-на Блохина, завод инвестирует «не более 500 млн. евро, т.к. этой суммы достаточно для закупки прессов, штамповых форм, а также оборудования для окраски и сварки кузова и сборки автомобиля». Остальные компоненты, по мнению г-на Блохина, АвтоВАЗ будет закупать за рубежом, в том числе у FIAT, «а это неплохая возможность для концерна снизить свои издержки при производстве новой модели». Руководитель подразделения Ernst & Young по оказанию услуг предприятиям автопрома Иван Бончев отмечает, что за счет партнерства с FIAT АвтоВАЗ стремится закрыть всю продуктовую линейку. АвтоВАЗ уже договорился с канадской Magna о разработке машины класса С, а FIAT мог бы предоставить ему машины класса A и B, констатирует эксперт.





Дмитрий Беликов, Константин Лантратов, Коммерсантъ
Июль