Сегодня в России достаточно серьезно распространена мошенническая схема продажи «кредитных» автомобилей. Суть ее в том, что человеку продают автомобиль, находящийся в залоге у банка, т. к. он был приобретен по программе автокредитования. Несмотря на то, что паспорт технического средства (ПТС), по идее, находится в банке, мошенникам удается заполучить его и снять автомобиль с учета.
Но ситуация вскоре должна измениться. Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) собрало базу, автомобилей, которые были приобретены в кредит, и вполне официально предоставляет каждому желающему информацию о том, находится ли машина в залоге у банка или нет.
Правда, пока в базе НБКИ всего 400 тысяч таких автомобилей, притом что около 45% (около миллиона штук) всех новых автомобилей приобретаются в кредит. Однако, в ближайшее время, как говорят представители бюро, в базу поступит информация от одного из крупнейших на рынке автокредитования банков, а это еще полмиллиона автомобилей. Запрос на предоставление информации пока, правда, предполагает, что вы заполните специальную анкету, где укажете VIN-код автомобиля, а затем отправитесь к агенту НБКИ и заплатите 300 рублей.
Сегодня у автомошенников распространена следующая схема. Так как в ПТС не стоит никаких отметок об обременении автомобиля из-за того, что за него не выплачен кредит, ГИБДД легко снимает с учета такие машины. А заполучить паспорт технического средства из банка проще простого — например, заявить о необходимости совершения регистрационных действий из-за потери государственного регистрационного знака. Либо же вообще написать заявление об утере ПТС с просьбой выдать его дубликат. После этого автомобиль снимается с учета и продается ничего не подозревающему человеку. Который, в принципе, является добропорядочным приобретателем, т. к. он ничего не знал о том, что автомобиль находится в залоге. Однако практика российских судов показывает, что страховые компании легко выигрывают в судах дела об передаче им автомобилей для компенсации расходов. В итоге, еще недавно счастливые обладатели подержанных иномарок практически без пробега остаются и без автомобиля, и без денег.
«К сожалению, у нас до сих пор не отлажена схема обмена информацией между банками, поэтому большое число кредитных автомобилей все равно останется за пределами этой базы, — заявил представитель одной из крупных страховых компаний. — Кроме того, недорогие автомобили зачастую продаются по схемам потребительского кредитования и изначально в такую базу не попадут».
Интересно, что в России все чаще начали интересоваться собственной кредитной историей. По итогам 2011 года Национальное бюро кредитных историй обработало почти 35 тысяч запросов заемщиков и передало им информацию о 68,5 тысячах кредитов. Однако пока общий уровень приобретения товаров в кредит достаточно низок. Виной этому, в том числе, и сами банки, которые готовы выдать кредит под высокий процент практически любому желающему, даже если у него нет постоянного источника дохода.
Rbc.ru