Авторынок |
Общие продажи корпорации Toyota Motor Corp. в этом году могут снизиться на 20% из-за спада спроса на ключевом для автопроизводителя североамериканском рынке и усиления позиций иены. Сейчас более половины продаж компании приходится на США, и только за март показатели Toyota упали здесь на 10,3%. Ранее ожидалось, что в этом году японская компания закрепит свои позиции лидера мирового автопрома.
Сегодня главным конкурентом Toyota является General Motors Corp. В прошлом году Toyota обошла ее по объему продаж в мире. До начала глобального кредитного кризиса ожидалось, что Toyota продолжит активный рост. По данным японского издания Nikkei, из-за сокращения потребления на ключевых рынках и спада продаж машин в США в 2008/09 финансовом году прогнозируется снижение операционной прибыли Toyota на 1,7-1,8 трлн. иен (17-18 млрд. долл.).
«В США компанию ждет снижение даже более значительное, чем многие ожидают», — сказал эксперт по автомобильным рынкам аналитического агентства Global Insight Майкл Уинн-Уильямс. Многие возлагают надежды на разнообразие линейки продуктов Toyota. Если одна модель станет менее популярной, компания сможет переключить внимание потребителей на другую. Однако, по словам эксперта, в случае с Toyota будет трудно компенсировать потери, например, от снижения продаж легких грузовиков.
Тем не менее, эксперты уверены, что у японцев достаточно ресурсов, чтобы обогнать GM, если она кратковременно уступит американскому производителю недавно отвоеванное первое место. «Toyota все равно снова выйдет на лидерские позиции, ведь GM пострадает от кризиса гораздо больше, — сказал Майкл Уинн-Уильямс. — Несмотря на активный рост продаж на зарубежных рынках, американская компания все же очень сильно зависима от динамики продаж у себя дома».
Помимо торможения спроса у Toyota главный риск — валютный. Сейчас за американский доллар дают 102 иены. Рост курса на одну иену лишает Toyota 35 млрд. иен (343 млн. долл.) операционной прибыли. Результаты за прошедший финансовый год Toyota опубликует в мае. По прогнозам аналитиков агентства Bloomberg, операционная прибыль за текущий год может снизиться на 11%. Эксперты допускают, что в годичной перспективе снижение продаж у Toyota возможно в отдельных регионах мира.
«Точками роста» остаются Россия, Индия и Китай. «Россия — это как раз тот рынок, где компания может набрать дополнительные показатели продаж», — считает эксперт Global Insight.
Роман Кириллов, РБК daily