Авторынок |
По данным экспертов, россияне все чаще делают выбор в пользу произведенных в РФ иномарок. По итогам 6 месяцев этого года чаще всего продаются Chevrolet.
Из пяти самых продаваемых моделей три производятся в России: Ford Focus, Renault Logan и Hyundai Accent. Chevrolet, чтобы не зависеть от изменений потребительских предпочтений, решила сделать ставку на производство автомашин сразу нескольких моделей. Например, любимчик покупателей в минувшем году бюджетный Lanos в первом полугодии 2008 года тихо покинул список фаворитов. Зато заметно прибавили в продажах Lacetti и Aveo, более дорогие и технически оснащенные автомобили. Сборка Lacetti скоро начнется на строящемся заводе под Санкт-Петербургом.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом полугодии преодолел гроссмейстерский рубеж в 100 тыс. проданных в РФ новых автомобилей только еще один участник авторынка. Это удалось Hyundai. Продажи марок Accent и Getz вывели компанию на чистое второе место по итогам полугодия. Еще в 2007 корейцы обогнали стремительно дорожающие японские модели Toyota, а в 2008 смогли обойти и бывшего лидера гонки продаж — Ford.
Вернула себе 6-е место рейтинга Mitsubishi. Палочкой-выручалочкой стал импортируемый Lancer X. Под этим натиском уступила одну позицию Renault с московским Logan. Заметно «нажал на газ» и объехал многих конкурентов Opel. Рост продаж в России в 95% компании обеспечили большой ассортимент привозных моделей различных модификаций и гуманная ценовая политика. Daewoo и Kia, имеющие сборочные предприятия на территории России и Узбекистана, явно не ожидали такой прыти от немецкого «старичка». За что корейцы и поплатились своими местами в рейтинге. Как подсчитали в АЕБ, большой популярностью в РФ пользуются также Nissan Qashqai, Toyota Corolla, Ford Fusion, Daewoo Matiz и Daewoo Nexia.
По мнению аналитиков, компании, имеющие российские заводы, уперлись в потолки объемов выпуска и не могут нарастить продажи, зато рост удался компаниям, которые импортируют автомобили. Другой важной тенденцией полугодия стало окончание первой ирано-китайской атаки на наш рынок: продажи марок IranKhodro, Chery и Hafei катастрофически упали, зато появились новые компании и модели, которые вновь атакуют рынок.
Не более 25% выросли продажи у Ford, Toyota, Lexus, Mercedes-Benz и Audi. Последней марке не помог даже выпуск на наш рынок европейского бестселлера — нового Audi A4. Chrysler очнулся от спячки и начал вновь демонстрировать скромный рост в 18%. Продолжается падение продаж Citroen (-6%) и дорогой Alfa Romeo (-69%). Премиум-сегмент вообще растет медленнее, чем рынок в целом, — только 34% против 47%. Причем показатели были бы еще хуже, если бы не ударная продажа автомобилей марок Range Rover, Land Rover, Jaguar XF и Volvo.
В минусе, вопреки прогнозам автомобильных аналитиков о грядущей китайской экспансии, оказался самый «раскрученный» производитель из Поднебесной — Chery. Продажи концерна упали почти на 47% — до 9,9 тыс. автомобилей. Причины этого — прекращение сборки на калининградском заводе «Автотор» и проблемы с поставками комплектующих.
В войне автоконцернов за мировое господство впереди «дружная семья» из семи марок от концерна General Motors. Ford вместе с продажей двух брендов Jaguar и Land Rover индийской TATA потерял и второе место на российском рынке. А ведь как раз количества проданных Land Rover и не хватило Ford, чтобы удержать вторую строчку. Концерн Hyundai — третий, франко-японский альянс Renault-Nissan благодаря популярности модели Logan — четвертый. Любимая россиянами за надежность Toyota припарковалась в рейтинге на пятой позиции. Видимо, сказалась очень дорогая эксплуатация машин, выпущенных этим концерном. Европейский гегемон, немецкий Vokswagen, тоже пока не может покорить Россию. VW пока на 7-м месте с пятикратным отставанием от лидера GM.
Лучшую скорость в течение шести месяцев показала Honda, резво заехавшая на восьмую позицию. Секрет рывка на 157% раскрывается просто: концерн одним из первых среди автогигантов поверил в огромный потенциал российского рынка. Компания значительно подняла для него квоты на Honda Civic, быстрее стала запускать на нем новинки, наладила поставку модели Pilot с американского рынка и даже сделала специальные российские модификации. К примеру, новый Honda Accord TypeS продается только в России.
На девятом месте французская группа PSA Peugeot Citroen. Причем успех обеспечили в первую очередь ввезенные в РФ новые модели Peugeot. Первую «десятку» замыкают китайские компании, выступающие вместе единым фронтом. Правда, похвастаться им пока особо нечем: падение продаж составило 7%. На 12% упали продажи начавшего было набирать в России популярность корейского бренда SsangYong. Как объясняют эксперты, концерн производит в основном «прожорливые» внедорожники, и после роста цен на топливо позиции SsangYong покатились не только на российском, но и на международном рынке. Индийская TATA с покупкой именитых английских брендов сразу заняла на российском рынке престижную 12-ю позицию, всего немного проиграв Daimler-Сhrysler, FIAT и обогнав BMW.
Аналитики, анализируя итоги рейтинга, отмечают, что они лишь закрепили тенденцию, начавшуюся на отечественном автомобильном рынке уже давно. А именно, снижение популярности самых дешевых автомобилей и удорожание средней цены продаваемого авто.
Андрей Сапожников, Московский комсомолец