Россияне надавили на ГАЗ







Авторынок

Авторынок

Российский автомобильный рынок, по итогам первого полугодия, впервые стал крупнейшим в Европе, опередив по объему лидера 2007 года Германию. По мнению экспертов, Россия сохранит лидерство по автопокупкам до конца года.


По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), за шесть месяцев 2008 года в РФ было продано 1,645 млн. автомобилей, тогда как на немецком рынке — 1,630 млн. Как пояснил партнер PwC Стэнли Рут, за шесть месяцев текущего года российские автомобилисты купили 380 тыс. российских автомобилей, 290 тыс. иномарок российской сборки, 785 тыс. новых импортных автомобилей и 190 тыс. подержанных импортных автомобилей. В денежном выражении за первое полугодие объем автомобильного рынка в России вырос на 64%, до $33,8 млрд.


Аналитики называют несколько причин российского автобума. Большая часть населения страны, несмотря на относительно неплохие заработки, не может позволить себе улучшить жилищные условия. Поэтому покупка машины остается для россиян одним из надежных способов сохранить сбережения. К автопокупкам толкает и высокая инфляция, обесценивающая накопления граждан.


Специалисты отмечают не только рост объема рынка в количественном выражении, но и увеличение средней цены продаваемого автомобиля. По данным PwC, за последние пять лет, с 2002-го по 2007 год, средняя цена автомобиля увеличилась с $7,5 тыс. до более $17 тыс. Машины становятся все менее доступными, что стимулирует их покупку в кредит. Эксперты прогнозируют, что к 2011 году в кредит будет продаваться половина автомобилей (сегодня только треть), ведь средняя цена к тому времени, по их мнению, достигнет $20-22 тыс.


Доля автомобилей традиционных российских марок в общем объеме продаж, составившая в 2007 году около 30%, по-прежнему снижается. По прогнозам PwC, к 2020 г. их доля составит не более 13%. Российские автозаводы проигрывают борьбу за рынок. В первом полугодии продажи автомобилей отечественных марок снова снизились, а россияне потратили на них меньше, чем на иномарки отечественной сборки. Такой провал эксперты объясняют в первую очередь сближением цен на Lada и «Волги» с главными конкурентами — иномарками отечественной сборки.


Наряду со старыми отечественными автомобильными кластерами в Самарской области («АвтоВАЗ») и в Татарии («КамАЗ» и Sollers) активно развиваются новые, но уже с иностранным капиталом.


Под Санкт-Петербургом разместили или разместят производства легковых авто Toyota, Ford, GM, Nissan, Suzuki, а в Калужской области — Volkswagen, Peugeot Citroen и завод грузовиков Volvo. Словно пряники продолжает «печатать» машины в Таганроге Hyundai. Но, и этого иностранцам мало. GM ищет площадку в Краснодарском крае для сборки моделей Opel и Chevrolet. О строительстве второго завода в России в конце мая говорил и вице-президент Ford of Europe Джим Титро.


Несколько изменить этот прогноз может «АвтоВАЗ», если в сотрудничестве с Renault он изменит свою политику и начнет выпускать пяти- и семиместные универсалы и внедорожники на платформе французских партнеров. Напомним, что в 2007 году «АвтоВАЗ» продал 663,5 тыс. автомобилей, что является рекордным показателем для предприятия за все время работы на отечественном рынке. Наверняка не собираются отдавать рыночные доли конкурентам и на Горьковском автозаводе. Тем более что на днях в Нижнем Новгороде председатель Правительства РФ Владимир Путин недвусмысленно намекнул о поддержке производства нового легкового автомобиля Volga Siber. По оценке г-на Рута, за 8 лет объем внутреннего производства в России может вырасти более чем в два раза.


Россия имеет хорошие шансы сохранить лидирующую позицию в Европе и по итогам года. Объем авторынка России в 2008 г. может составить от 3,6 до 3,8 млн. легковых автомобилей. А в будущем наша страна вполне может стать третьим по величине авторынком мира после США и Китая. По оценкам Минэкономразвития, к 2011 г. объем рынка легковых автомобилей в России достигнет 4 млн. автомобилей. «Через несколько лет российский автомобильный рынок станет крупнейшим в Европе и одним из мировых лидеров», — объяснил решение концерна о приходе в нашу страну директор проекта Peugeot Citroen в России Дидье Альпон. С ним согласен и президент концерна GM Рик Вагонер: «Россия быстро становится одним из самых больших авторынков мира». Правда, в этой бочке меда из приятных для автолюбителей новостей есть и своя ложка дегтя. К сожалению, рынок подержанных автомобилей пока нельзя назвать прозрачным и цивилизованным. Это связано с «двойным» НДС, который приходится платить дилеру при продаже подержанного автомобиля. Поэтому сегодня продажи ведутся в основном через Интернет, газеты или на полулегальных рынках. Однако правительство заявило о своих планах внести изменения в закон о применении НДС при продаже подержанных авто. Если это произойдет, рынок быстро перейдет в цивилизованные рамки.







Василий Дроздов, Московский комсомолец