Задача-максимум на 2011 год — провести IPO

На авторынок вернулись деньги и покупателей, и банков. А вслед за ними — инвестиционная привлекательность автодилеров. Снова можно думать об IPO, считает совладелец Genser Владимир Пронин.

Владимир Пронин отмечает стабилизацию на автомобильном рынке: объемы продаж начали расти, и даже появился дефицит автомобилей. Четко стала прослеживаться сезонность.

- Влияние программы утилизации «наличные за автохлам» на бизнес компании укладывается в рамки статистической погрешности. Процент покупателей с сертификатами в наших брэндах, мягко говоря, невысок. В лидерах — Ford с продажами Focus на уровне примерно 10%. За ним следует Chevrolet — это порядка 6%. Остальные брэнды — Opel, Nissan и Volkswagen — показывают менее 1% продаж по программе утилизации.

Не секрет, что любое производство является плановым. И чем оно сложнее, тем медленнее реагирует на изменение рынка. В связи с кризисом объемы производства автомобилей по всему миру были сокращены. Соответственно, поставщики комплектующих также урезали свои планы. И прогноз опять не совпал с реальностью. Покупателей оказалось больше, чем ожидали маркетологи. До сих пор может не хватать, например, автоматических коробок передач. Как результат, из модельного ряда выпадают целые комплектации. Другая проблема — произведенные автомобили еще надо привезти. А это отдельная история. У компаний-перевозчиков тягачи стандарта «Евро-3» были в лизинге. Когда работы не стало, их вернули на родину. Пока они стояли, стандарт «Евро-3» у нас превратился в «Евро-4». И теперь они не нужны ни там, ни здесь. Так что проблема дефицита еще и в этом. Физически невозможно машины вывезти.

Самым трудным для компании был 2009 год, и сервис для нее стал спасением. Доля сервиса в общей прибыли компании превысила 60%, что позволило сохранить доход до налогообложения на уровне предыдущего года и, во многом благодаря этому, устоять. Искали дополнительные способы привлечения клиентов на сервис. Дело в том, что падение продаж всегда приводит к значительному сокращению парков обслуживаемых автомобилей и, как следствие, к недозагрузке сервисных мощностей и потере доходности. В 2010 году начал уходить докризисный парк: у автомобилей, купленных в «тучные» годы, заканчивался гарантийный срок. Для их владельцев в компании разработали специальные программы, чтобы они оставались, а не уходили в «гаражи». И эти программы работают до сих пор: особые условия и по ценам на запчасти, и на обслуживание. В целесообразности такого подхода мы смогли убедить и производителей — они изменили цены для владельцев таких машин.

Год Genser закончил позитивно. Выше бюджета. Выручка составила 29 млрд. рублей, EBITDA — порядка 1,6-1,7 млрд. рублей.

В развитии дальше есть два сценария, и выбор зависит от правительства. Оно может принять программу по локальной сборке с новой планкой для льгот — от 300 тыс. автомобилей в год. Или оставить старую, при которой можно производить 50-60 тыс. автомобилей, оплачивая пошлину в размере 3% за машино-комплекты. В первом случае все изменится. На мой взгляд, потянуть 300 тыс. автомобилей в год смогут Renault-Nissan с АвтоВАЗом, Hyundai с уже построенным заводом, на котором они собираются в 2011 году произвести 80 тыс. автомобилей и потенциально готовы идти на 300 тыс. Ну и Volkswagen, если сумеет договориться с «Группой ГАЗ». Эта тройка может стать основным игроком российского рынка. Соответственно, производители будут менять стратегию, перестраивать дилерские сети. В другом случае все останется как есть. Узнаем через три месяца.

Все три брэнда присутствуют в нашей линейке Genser, особенно силен Genser в Nissan и Hyundai. Есть возможность и поставлена цель увеличить продажи Volkswagen. То есть, даже если будет развиваться жесткий сценарий, Genser останется на самых серьезных позициях.

Среди партнеров, на взгляд Владимира Пронина, не хватает автомобилей сегмента luxury. Есть Infiniti, есть Land Rover в регионах, и Genser собирается стать дилером этой марки в Москве. Задача — войти в новый брэнд.

Genser достроил четыре из семи центров, начатых до кризиса. Два ввели в эксплуатацию в Москве, по одному — в Калуге и Белгороде. Осталось достроить объекты в Москве и Липецке, также придется начинать с нуля центр в Нижнем Новгороде.

Наследниками долей Игоря Пономарева (скончался в январе 2010 года) являются его вдова и дети. Жена Игоря доверила Владимиру Пронину распоряжаться его долей в компании.

Сейчас Владимир Пронин единолично распоряжается контрольным пакетом. Появление фондов Volga River и Solway Investment было очень своевременным и правильным: в первом случае Genser получили возможность развиваться. Во втором — благодаря появлению инвестора в самом начале кризиса Genser смог разойтись с банками, которые вели себя очень агрессивно. Задача-максимум на 2011 год — провести IPO, потому что у фондов своя программа развития — их инвестиции должны отработать определенный период времени, по истечении которого они должны иметь возможность увидеть справедливую оценку их инвестиций.

Андрей Школин, Финанс.