Танцы на льду

Тест-драйв полноприводной линейки Porsche.

На суд журналистов были представлены Boxster S, Cayman S, 911 Carrera S, 911 Carrera 4S, Panamera 4S, Panamera Turbo. Причем первые три для сравнения имели моноприводную трансмиссию.

Во всех машинах имелись системы регулирования жесткости амортизаторов, а также работы двигателя и коробки. Комфортный режим предназначался для поездок по городу. Коробка, лишь чуточку зависнув на второй передаче, тут же перебирает ступени вверх и на 60 км/ч подтыкает пятую. На гоночной трассе на сухом асфальте нужны режимы «спорт» или «спорт+», которые активируются неприметными клавишами на центральной консоли.

Среднемоторная модель Cayman S располагает задним приводом, 3.4-литровым оппозитником мощностью под 320 л. с. и 7-ступенчатым роботом PDK. Спортивные кресла жестко обхватывают тело. Педаль в пол, и вот машина ревет, словно поршневой истребитель. Задние колеса срываются на льду в пробуксовку, и, рыская по сторонам, автомобиль медленно катится вперед.

На змейке классическое правило прохождения препятствий работает как нельзя лучше. Как только конус промелькнул по борту и машина выкатывается на середину, сбрасываем газ, перекладываем руль в сторону поворота и ждем реакции. Этот простой маневр позволяет загрузить переднюю ось, и вот машина, навалившись на передние колеса всем весом, начинает медленно повиноваться рулю. Но силы инерции велики, а сцепление шин минимально, и вот Cayman S срывается в скольжение и сползает наружу всеми четырьмя колесами. В этот момент важно прижать корму, чтобы не дать развиться заносу. Чуть надавливаем на педаль газа, мотор ревет, и, получив момент сзади, спорткар переносит вес назад. И вот она, стабилизация. Автомобиль, словно получив точку опоры, неуверенно цепляется за трудную поверхность и нащупывает нужную траекторию.

Первые змейки получаются смазанными и неинтересными. Задний привод на скользком льду при большом газу опасен заносом. Если переиграть акселератором, чувствуешь, как корма стремится обогнать нос. Запоздалая корректировка рулем — и Cayman S раскачивается как маятник. На втором и третьем кругах приходят подзабытые навыки.

Пора оценить работу электроники. Теперь уже едем в режиме «спорт+», который «связывает электронике руки». Старт с места, и вот Cayman S как бешеный начинает дергаться и трястись, разбрасывая снег и ледяную крошку по сторонам. Педаль газа становится настолько чувствительной, что мотор легко сбрасывает ведущую ось в пробуксовку. Поэтому упражнение на льду превращается в некое подобие дрифта. А здесь еще и короткая база Cayman S дает о себе знать. На прямиках машина рыскает при добавлении газа, а на дуге при легком добавлении газа резко взвывает и устремляется в занос. Нет уж. Лед — субстанция благородная, требующая к себе уважения. Отключаем спортивный режим и едем в комфортном.

Так получается намного быстрее. Тяга приходит на задние колеса дозировано и не позволяет сорвать колеса в пробуксовку. А трение качения выше, чем трение скольжения. А значит, машина лучше слушается руля.

Полноприводный спорткар

Настала очередь для оценки полного привода. Вот она — прославленная 911 Carrera 4S — стоит на парковке полигона. У нее мотор расположен за задней осью, в заднем свесе, именно там, где у обычных авто багажник. Это решение освободило часть пространства в салоне. В кокпите даже имеется крохотный задний ряд сидений.

Машина вооружена таким же двигателем и коробкой. Правда, привод здесь уже постоянный полный.

Старт в пол, и машина гораздо стабильнее рвется вперед. Змейка — и о чудо! — заднемоторный Carrera 4S ведет себя на ней гораздо интереснее среднемоторного Cayman S.

Машина лучше чувствует руль, азартнее бросается в поворот и не досаждает забрасыванием кормы при резком добавлении газа.

Теоретически такое поведение объяснимо. Мотор находится сзади за осью. Более того, за счет заднего свеса он имеет плечо силы. В итоге при торможении загружается не только передняя ось, как на Cayman, но и задняя, и машина, будто клещами, всеми осями прижимается к земле. На практике это выливается в то, что Carrera 4S не очень любит скользить. В особенности на дуге. Она постоянно стремится стабилизироваться. Приходится бороться с машиной избыточным газом, чтобы вывести ее из равновесия и запустить веером.

А как поведет она себя при относительно отключенной стабилизации? Нажимаем кнопку «спорт+» и стартуем в пол. Педаль газа становится настолько чувствительной, что при малейшем ее касании колеса срываются в пробуксовку. Буксующие колеса уводят машину в сторону. Carrera 4S становится дерганной и нестабильной. Разогнаться ровно, без рыскания кормы и без отлавливания ее в заносах, не получается. Поэтому проходить на Carrera зимнюю трассу лучше с включенными электронными системами и в комфортном режиме работы двигателя и коробки.

Гарцующий слон

Однако этого нельзя сказать про Panamera 4S. Огромный премиальный хэтчбек-купе, тоже обзаведшийся полным приводом, ведет себя на ледовой трассе по-другому. Он очень любит скользить, причем делает это с мастерством фигуриста.

В крутом повороте, при торможении, он не проявляет склонности к заносу и выкатывается на обочину прямо, под снос передней оси. Бороться со сносом можно с помощью газа. Машина под сильное прибавление газа забрасывает корму и эффектно разворачивается веером. Правда, для этого необходимо развязать электронный поводок системы стабилизации. Делается это с помощью пресловутой кнопки «спорт+».

На змейке Panamera 4S весело виляет «хвостом». Более-менее грамотный водитель со второго-третьего упражнения начинает чувствовать ритм. Выполняя простое упражнение с загружением то передней, то задней оси тормозом и газом, можно синхронизировать амплитуду с прохождением конусов змейки. На дуге Panamera 4S легко сорвать газом в занос и затем, выставив боком, чертить окружность веером. Выход из этого состояния мягок и вполне предсказуем.

При включенной же системе стабилизации автомобиль на льду едет медленно, тут же начиная душить мотор в поворотах.

Полный привод уже перестал быть атрибутом внедорожного автомобиля. Такая трансмиссия превращается в необходимость и для более-менее мощных легковых машин, для которых важна не столько проходимость, а в первую очередь стабильность на прямой и в поворотах. Полученные результаты во время теста в Тушино показали подавляющее превосходство полного привода.

Владимир Гаврилов, РБК daily