Дизельная тяга

В России все больше автомобилей предлагаются с дизельными двигателями. Однако в отличие от Европы до массового распространения дизелей на отечественном рынке еще далеко.

В конце 2010 года марка Skoda объявила о старте продаж в России сразу нескольких моделей, оснащенных новым дизельным мотором. Это Skoda Yeti, Octavia и Superb, которые теперь предлагаются в комплектации с двухлитровым дизельным двигателем (2.0 TDI). Собственно, сам дизельный мотор для нашего рынка не новость. Этой силовой установкой от концерна Volkswagen (в него входит марка Skoda), которая в зависимости от модификации может развивать от 110 до 179 л. с., уже комплектуется ряд поставляемых в Россию моделей — например, Audi A4, Volkswagen Passat, Tiguan и др. Новость состоит в том, что продвигать дизельный мотор в России сразу на нескольких своих моделях решился такой массовый бренд, как Skoda.

К дизельным моторам российский потребитель до сих пор относится настороженно. Этот тип двигателя дорог в производстве, однако при эксплуатации потребляет гораздо меньше топлива (к тому же дизельное топливо дешевле бензина). И если в Европе, где цены на бензоколонках давно кусаются, дизельные моторы уже занимают доминирующее положение (например, во Франции и Испании доля продаж машин с дизелями превышает 70%), то в России она крайне мала — около 5,4%.

Основных причин нелюбви к дизелям несколько. Прежде всего, считается, что дизельные моторы боятся сильных морозов. Кроме того, такие двигатели требуют более частого технического обслуживания, не говоря о том, что машины с дизельными моторами изначально стоят дороже. Да и цена на бензин в России пока еще не так высока, как в Европе, чтобы стремление сэкономить стимулировало делать выбор в пользу дизельных машин.

В основном сегодня у нас продаются дизельные внедорожники. «Именно в классе внедорожников экономия топлива наиболее ощутима, так как большие машины обычно оснащаются мощными и прожорливыми моторами, — объясняет Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат». — Так что эффект экономии от эксплуатации внедорожника на дизельном моторе ощущается сразу».

Автопроизводители считают, что в ближайшее время они смогут переломить нынешнюю тенденцию и возрастающим спросом будут пользоваться не только внедорожники, но и массовые хэтчбеки и седаны с дизельными моторами. «В России мы привыкли к тому, что дизельные двигатели — это удел внедорожников, в то время как на Западе дизельные седаны и хэтчбеки — это норма, — говорит Петр Янеба, руководитель марки Skoda в России. — Однако ситуация постепенно меняется: многие автопроизводители, в том числе и мы, расширяем предложение на российском рынке за счет дизельных вариантов своих моделей, причем в разных сегментах. И люди все больше покупают дизельные машины».

Усилия автопроизводителей по популяризации дизельных моторов уже начинают приносить результаты. Если в 2007 году доля продаж дизельных машин в России составляла всего 2,7%, то в 2008-м — 4,6%, в 2010-м, как уже было сказано, 5,4%. И, по мнению участников рынка, через несколько лет дизели могут составить 10% всех продаж.

Во многом этот рост будет связан с быстрым развитием технологий, которые помогают устранить недостатки дизельных моторов. «В России все еще распространено мнение, что дизель на морозе не заводится, шумно работает, дымит и плохо пахнет. На самом деле последние дизельные модели лишены этих недостатков, — рассказывает Петр Янеба. — Мы можем ответственно заявить, что, например, дизельные новинки от Skoda работают в том же диапазоне температур, что и бензиновые, и не испытывают трудностей при запуске двигателя даже в сильный мороз. Кроме того, наши дизельные машины должны проходить ТО с той же регулярностью, что и бензиновые: они раз на 15 тысяч километров или раз в год. Не будем забывать и о том, что дизель — менее вредный для окружающей среды мотор, чем бензиновый двигатель».

О перспективах рынка дизельных автомобилей в России говорят и другие автопроизводители, в том числе представители премиум-брендов. «Уже сейчас процент продаж дизельных моделей от общего количества автомобилей Mercedes-Benz, реализуемых в России, составляет около 20 процентов, — отмечает Андрей Родионов, глава департамента корпоративных связей «Мерседес-Бенц Россия». — В дальнейшем мы планируем наращивать количество дизельных моделей, например в сегменте полноприводных седанов. Однако перспективы дизелей напрямую зависят от качества российского дизельного топлива: если оно будет расти, это будет способствовать появлению и на российском рынке новых интересных моделей нашей марки, которые пока, к сожалению, здесь недоступны».

Проблема, действительно существует: согласно недавнему исследованию Международного центра качества топлива (IFQC), качество дизельного топлива в России — самое низкое в Европе. В общем рейтинге из 100 стран Россия в ушедшем году заняла лишь 58-е место, причем опустилась сразу на три строчки (сейчас мы находимся между Албанией и Мексикой). Впрочем, низкое качество дизельного топлива отмечено и в США (41-е место в рейтинге), где машины с дизельными моторами, как и в России, пока не являются лидерами продаж.

Алексей Грамматчиков, Эксперт