«Ё-мобили» из Питера

Недавно правительство Санкт-Петербурга подписало рамочное соглашение о создании производств с «Ё-авто» (будет собирать легковые автомобили), «Яровит моторс» (грузовики) и «Техноэксим» (будет производить компоненты для них).

Компонентное производство и предприятие по сборке автомобилей заработают к сентябрю 2012 г., сборка грузовиков начнется месяцем позже, говорится в их сообщении. К этому времени будут запущены первые очереди предприятий мощностью 45 000 легковых «Ё-мобилей», 6000 грузовиков и 50 000 комплектов компонентов. В дальнейшем мощности будут удвоены.

Производство разместится в индустриальном парке «Марьино» в Петрозаводском районе Санкт-Петербурга, которым управляет ВТБ. Город берет на себя строительство инженерной и транспортной инфраструктуры — на это планируется потратить 1,5 млрд. руб., говорит сотрудник мэрии. Кроме того, предприятия в течение 5 лет будут освобождены от налога на имущество региональной части налога на прибыль, добавил он.

В начале 2010 г. мэрия выделила «Яровиту» участок для строительства завода, но от него было решено отказаться, рассказал гендиректор «Ё-авто» и совладелец «Яровита» Андрей Бирюков. Компании вложат в проект не менее 2,5 млрд. руб., в том числе в производство компонентов, среди которых силовые установки для легковых и грузовых автомобилей, отметил он. Других компонентных производств, по его словам, строить не планируется.

Собирать грузовики в Петербурге «Яровит» начал в 2005 г., но это производство не стало массовым: в 2009 г. было собрано четыре грузовика, а в 2010 г. — ни одного. На новом производстве будет собираться более 50 моделей и модификаций грузовиков, в том числе с гибридными силовыми установками, заявил Бирюков. Проект создания «Ё-мобиля» был представлен в начале 2010 г., его инвестором стала ОНЭКСИМ Групп Михаила Прохорова, которая намерена вложить в разработку и производство этих автомобилей 150 млн. евро.

Заявленная сумма инвестиций выглядит очень скромной: она несравнима с инвестициями ни КАМАЗа, ни АвтоВАЗа даже с учетом того, что у «Ё-авто» и «Яровита» предполагается на порядок меньший объем производства, удивляется аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.

Алексей Непомнящий, Надежда Зайцева, Ведомости