Самарская объединенная компания, еще недавно претендовавшая на главную роль в российском автопроме, практически прекратила свое существование. Группа с репутацией регионального рейдера выставила на продажу последние активы, а несколько ее руководителей во главе с Юрием Качмазовым объявлены в федеральный розыск.
Совеем недавно, в 2008 году, «Форбс» ставил Юрия Качмазова на 87-е место в списке богатейших людей страны. Группа «СОК» объединяла полсотни компаний, вела десятки бизнесов: от строительства огромных мостов через Волгу до установки пластиковых окон. Но становым хребтом группы был автопром: около 30 компонентных предприятий, Ижевский автозавод, завод «РосЛада» в Сызрани и собственная дилерская сеть Sokia. Настоящая империя с оборотом $3 млрд., 100-тысячным трудовым коллективом и серьезными политическими амбициями.
В 2005 году Качмазов договорился с собравшимся на пенсию многолетним директором АвтоВАЗа Владимиром Каданниковым о покупке автогиганта. Но в Кремле решили иначе. После беседы Каданникова с Игорем Сечиным принимать завод в Тольятти приехал глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов (в 2007 году «Рособоронэкспорт» был включен в состав новой госкорпорации «Ростехнологии», которую возглавил Чемезов.). Следующие 5 лет группа пыталась удержаться в автопроме или хотя бы мирно выйти из него не с пустыми руками. Не получилось.
У СОК всегда была неоднозначная репутация. Пока одни объясняли ее успехи деловой хваткой Качмазова и работой эффективной менеджерской команды, другие указывали на десятки рейдерско-гангстерских историй, сопровождавших развитие группы. Неслучайно конкуренты воспринимали СОК с опаской. Вдобавок со временем стала крайне непрозрачной структура активов группы: масса управляющих и аффилированных компаний, полусектантская непубличность даже при размещении облигаций. Да и личность главы группы добавляла красок в эту таинственную картину. Юрия Качмазова называют одной из самых загадочных фигур в российском бизнесе. Непременный десяток телохранителей, ни одного интервью за 17 лет, всего несколько фотографий в Интернете.
Наверное, еще больше энергии у Качмазова отнимали бесконечные конфликты с новыми хозяевами АвтоВАЗа. Приход госкорпорации на завод начался с обыска в московском офисе СОК и уголовных дел, после чего группа спешно отказалась от 14-миллиардной неустойки, которую АвтоВАЗ должен был выплатить ей за разрыв эксклюзивного контракта на продажу запчастей для Lada. Такое начало вряд ли могло обещать СОК хороший финал.
Вскоре в Ижевске открылся второй фронт. Потеряв АвтоВАЗ, СОК попыталась продать «ИжАВТО», тем более что о площадке в Удмуртии просил новый партнер АвтоВАЗа — альянс Renault-Nissan. В 2008 году стороны почти договорились. По условиям сделки, перед продажей «ИжАВТО» должен был разорвать отношения с KIA, проект с корейцами был свернут, но в последний момент сделку заблокировал якобы лично Сергей Чемезов.
Так СОК осталась ни с чем. Потом наступил кризис, «ИжАВТО» остановил производство, долги достигли 15 млрд. рублей, большая часть из которых (8 млрд.) приходились на Сбербанк. В этой ситуации, как сейчас утверждает следствие, СОК вывела все ликвидное имущество, включая деньги и автомобили, — почти на 7 млрд. рублей. После чего «ИжАВТо» был продан его же менеджменту (причем сделка оплачивалась продукцией самого завода на сумму $200 млн.) и обанкрочен. В Ижевске как анекдот рассказывают, что часть автомобилей была уведена с завода довольно старомодным способом — путем переноса забора предприятия, так что собранные машины оказались за его территорией и не могли быть арестованы по заявлению кредиторов.
Но СОКовцы не учли, что проделывать такие трюки под носом госбанка и госкорпорации небезопасно. Вскоре последовала реакция: «Они просто вывели активы мошенническим способом, бросили 5,5 тыс. людей и выбросили акции, — заявил тогда глава Сбербанка Герман Греф. — Мы будем делать все, чтобы привлечь их к уголовной ответственности, думаю, что им заниматься бизнесом в стране дальше будет очень непросто».
Впрочем, собеседник из СОК оправдывает Качмазова, полагая что «Ростехнологии» специально дожидались краха «ИжАВТО», чтобы добить СОК и передать ижевский завод АвтоВАЗу бесплатно, вернее, за счет федерального бюджета, на средства которого теперь будут выкуплены долги. Правительство будто подыгрывало «Ростехнологиям»: пока АвтоВАЗ получал в кризис десятки миллиардов госпомощи, «ИжАВТО» тщетно выпрашивал 2 млрд. «Объективного расследования банкротства «ИжАВТО» в ближайшее время не ждите», — считает Юрий Целиков.
Летом 2010 года вслед за «ИжАВТО» под контроль «Ростехнологии» перешли и последние компонентные заводы СОК. Группа официально объявила о выходе из автопрома и желании сосредоточиться на других видах бизнеса. «Можно ставить точку в самом длинном в новейшей истории рейдерском захвате. Захват удался, — писал в своем блоге известный автомобильный эксперт Сергей Цыганов. — Объектом рейдерства стал тот, кто сам был рейдером».
Антон Здобнов, The New Times