Самарская объединенная компания, еще недавно претендовавшая на главную роль в российском автопроме, практически прекратила свое существование. Группа с репутацией регионального рейдера выставила на продажу последние активы, а несколько ее руководителей во главе с Юрием Качмазовым объявлены в федеральный розыск.
Совеем недавно, в 2008 году, «Форбс» ставил Юрия Качмазова на 87-е место в списке богатейших людей страны. Группа «СОК» объединяла полсотни компаний, вела десятки бизнесов: от строительства огромных мостов через Волгу до установки пластиковых окон. Но становым хребтом группы был автопром: около 30 компонентных предприятий, Ижевский автозавод, завод «РосЛада» в Сызрани и собственная дилерская сеть Sokia. Настоящая империя с оборотом $3 млрд., 100-тысячным трудовым коллективом и серьезными политическими амбициями.
В 2005 году Качмазов договорился с собравшимся на пенсию многолетним директором АвтоВАЗа Владимиром Каданниковым о покупке автогиганта. Но в Кремле решили иначе. После беседы Каданникова с Игорем Сечиным принимать завод в Тольятти приехал глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов (в 2007 году «Рособоронэкспорт» был включен в состав новой госкорпорации «Ростехнологии», которую возглавил Чемезов.). Следующие 5 лет группа пыталась удержаться в автопроме или хотя бы мирно выйти из него не с пустыми руками. Не получилось.
У СОК всегда была неоднозначная репутация. Пока одни объясняли ее успехи деловой хваткой Качмазова и работой эффективной менеджерской команды, другие указывали на десятки рейдерско-гангстерских историй, сопровождавших развитие группы. Неслучайно конкуренты воспринимали СОК с опаской. Вдобавок со временем стала крайне непрозрачной структура активов группы: масса управляющих и аффилированных компаний, полусектантская непубличность даже при размещении облигаций. Да и личность главы группы добавляла красок в эту таинственную картину. Юрия Качмазова называют одной из самых загадочных фигур в российском бизнесе. Непременный десяток телохранителей, ни одного интервью за 17 лет, всего несколько фотографий в Интернете.
Наверное, еще больше энергии у Качмазова отнимали бесконечные конфликты с новыми хозяевами АвтоВАЗа. Приход госкорпорации на завод начался с обыска в московском офисе СОК и уголовных дел, после чего группа спешно отказалась от 14-миллиардной неустойки, которую АвтоВАЗ должен был выплатить ей за разрыв эксклюзивного контракта на продажу запчастей для Lada. Такое начало вряд ли могло обещать СОК хороший финал.
Вскоре в Ижевске открылся второй фронт. Потеряв АвтоВАЗ, СОК попыталась продать «ИжАВТО», тем более что о площадке в Удмуртии просил новый партнер АвтоВАЗа — альянс Renault-Nissan. В 2008 году стороны почти договорились. По условиям сделки, перед продажей «ИжАВТО» должен был разорвать отношения с KIA, проект с корейцами был свернут, но в последний момент сделку заблокировал якобы лично Сергей Чемезов.
Так СОК осталась ни с чем. Потом наступил кризис, «ИжАВТО» остановил производство, долги достигли 15 млрд. рублей, большая часть из которых (8 млрд.) приходились на Сбербанк. В этой ситуации, как сейчас утверждает следствие, СОК вывела все ликвидное имущество, включая деньги и автомобили, — почти на 7 млрд. рублей. После чего «ИжАВТо» был продан его же менеджменту (причем сделка оплачивалась продукцией самого завода на сумму $200 млн.) и обанкрочен. В Ижевске как анекдот рассказывают, что часть автомобилей была уведена с завода довольно старомодным способом — путем переноса забора предприятия, так что собранные машины оказались за его территорией и не могли быть арестованы по заявлению кредиторов.
Но СОКовцы не учли, что проделывать такие трюки под носом госбанка и госкорпорации небезопасно. Вскоре последовала реакция: «Они просто вывели активы мошенническим способом, бросили 5,5 тыс. людей и выбросили акции, — заявил тогда глава Сбербанка Герман Греф. — Мы будем делать все, чтобы привлечь их к уголовной ответственности, думаю, что им заниматься бизнесом в стране дальше будет очень непросто».
Впрочем, собеседник из СОК оправдывает Качмазова, полагая что «Ростехнологии» специально дожидались краха «ИжАВТО», чтобы добить СОК и передать ижевский завод АвтоВАЗу бесплатно, вернее, за счет федерального бюджета, на средства которого теперь будут выкуплены долги. Правительство будто подыгрывало «Ростехнологиям»: пока АвтоВАЗ получал в кризис десятки миллиардов госпомощи, «ИжАВТО» тщетно выпрашивал 2 млрд. «Объективного расследования банкротства «ИжАВТО» в ближайшее время не ждите», — считает Юрий Целиков.
Летом 2010 года вслед за «ИжАВТО» под контроль «Ростехнологии» перешли и последние компонентные заводы СОК. Группа официально объявила о выходе из автопрома и желании сосредоточиться на других видах бизнеса. «Можно ставить точку в самом длинном в новейшей истории рейдерском захвате. Захват удался, — писал в своем блоге известный автомобильный эксперт Сергей Цыганов. — Объектом рейдерства стал тот, кто сам был рейдером».
Антон Здобнов, The New Times
iPhone «на колёсах»
Европлан: грузовики Mitsubishi Fuso с выгодой до 29%
Расширение модельного ряда
RENAULT KWID – НОВОЕ ВИДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ А-КЛАССА
АВИЛОН официальный партнер чемпионата России по кольцевым гонкам
Mitsubishi открыла интернет-магазины оригинальных запчастей и аксессуаров
Выгодные кредитные условия на Mitsubishi Pajero Sport в мае
Надежность измеряется будущим
АО МС Банк Рус снижает кредитные ставки и запускает новый кредитный продукт
Росавтодор оштрафовал дорожных строителей более чем на 500 млн рублей
Мitsubishi Motors Corporation показала рекордную прибыль по итогам продаж за 2014 финансовый год
АВИЛОН вручил победительнице конкурса «Мисс Россия 2015» ключи от Hyundai Solaris
BRIDGESTONE. ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ
Электромобили Mitsubishi i-MiEV будут работать парконами в Москве
Во Владикавказе открылся первый дилерский центр Mitsubishi – «Алания Авто»