Обманутый престижем

Тест-драйв Audi А7 Sportback.

Инженеры Audi стремились сделать свое детище по-спортивному преземистым и «купеобразным». Наверное, это их заботило даже больше, чем комфорт задних пассажиров, поскольку из-за откровенно нисходящей формы крыши в районе задних сидений получился низковатый потолок. Голова расположившегося там человека ростом 185 см едва с ним не соприкасается. К тому же, так как свод задней дверной арки ниже потолка, этому же пассажиру, дабы не стукаться об нее головой в момент выхода из машины, приходится покорно изгибаться. В большом автомобиле за $95 000 (цена тестируемой модели с 3.0 TFSI) это кажется несколько нелепым. Кроме того, в почти пятиметровой в длину А7 в ногах сидящего позади водителя пассажира не так уж много места.

В экстерьерах большинства серийных Audi не хватает харизмы, которая для машин премиум-класса является визитной карточкой. Дизайнерам А7 удалось сделать привлекательный автомобиль. Черт классического спорткара у него не отнять. Другое достоинство А7 — это интерьер. В передней части салона царит атмосфера hi-tech и изящества, качества и комфорта.

По своей концепции А7 схож с типичным «сараем», например с универсалом Audi A6, но с точки зрения утилитарности между ними не так уж много общего.

Sportback А7, классифицирующийся как модель класса GT (gran turismo), идеально подойдет для туризма с переездами по ровным скоростным хайвеям от отеля к отелю. И опять же в составе не более трех человек, если все-таки многофункциональному салону автомобиля найти практическое применение.

На российском рынке основными конкурентами А7 выступают Porsche Panamera и Mercedes CLS. И хотя последний не имеет универсального салона со складывающимися задними сидениями, для нашего покупателя в данном сегменте этот факт играет незначительную роль. К ним также необходимо отнести BMW Gran Turismo, однако он значительно больше указанных оппонентов по высоте (на 141 мм и 143 мм соответственно), что определяет его близость к классу кроссоверов. Выходит, что конкурентов у А7 пока мало, да и те непосредственными не назовешь, поскольку продукция Porsche и Mercedes традиционно у нас в стране носит более высокий статус, чем Audi. Разумеется, она и дороже. Ну а баварский производитель имеет несколько иное видение на «великий автомобильный туризм», притом что его GT прямо конкурирует с А7 по цене.

При сопоставимых с А7 3.0 TFSI quattro (2,7 млн. руб.) технических данных, а это 300 л. с., АКП и полный привод, Panamera 4 с двигателем мощностью 300 л. с. имеет стартовую цену 4,6 млн. руб., прежнее поколение Mercedes CLS 350 с 272-сильным мотором и задним приводом стоило 3,5 млн. руб. (цена обновленной модели станет известна ближе к лету), а BMW Gran Turismo 535i xDrive (306 л. с.) — 2,74 млн. руб.

Учитывая, что покупатель А7 отличается по своим предпочтениям от основного клиента Audi в России, делающего ставку на внедорожники и среднеразмерные седаны А6, новый Sportback не должен стать штучным товаром. «Для нас эта модель будет одним из флагманов продаж. На 2011 год мы запланировали реализовать 2700 автомобилей, из которых 360 машин, то есть около 15%, придется на А7, — рассказывает Владимир Моженков, генеральный директор АСЦ «Audi на Таганке» (официальный дилерский центр, доля которого на московском рынке Audi в 2010 году составила 20,69%). — Если сравнить А7 quattro в базовой комплектации с Panamera 4 — ее наиболее близким по типу кузова конкурентом, то у Audi больше багажник и даже разгоняется она с места до «ста» быстрее: 5,6 секунд против 6,1. И это при несопоставимой разнице в цене».

Вместе с тем Владимир Моженков считает, что доходы производителя от реализации А7 в России из-за ее невысокой цены будут ниже, чем в Германии или на североамериканском рынке. «Та цена, которую компания установила на А7, стала для российского рынка настоящим подарком. Я ожидал, что цена автомобиля с 3,0-литровым TFSI (quattro) будет начинаться от 3,2 — 3,5 млн. руб., учитывая, что А8 стартует с 3,76 млн. руб.», — поясняет он. По его мнению, подобная ценовая политика направлена на привлечение новых клиентов. Однако ранее занимавшийся маркетингом в BMW Group Russia глава российского представительства JATO Dynamics Владимир Видулов полагает, что Sportback выводился на рынок как ответ BMW GT, они прямые конкуренты. Поэтому и цена А7 установлена с ориентиром на GT. «Разумеется, в Audi не хотят сравнивать свой новый продукт с моделью BMW, отмечая его сходство с автомобилем производителя люксовых спорткаров Porsche. Это такой маркетинговый ход, чтобы «поднять неподнимаемое». Он делается с целью создать А7 имидж статусного спортивного автомобиля. Хотя в действительности Panamera и А7 очень далеки друг от друга», — подчеркивает Видулов. Он также отмечает, что в России сегмент, в котором играют обе модели, еще очень сырой, не сформирована его целевая аудитория. У потенциальных покупателей отсутствует четкое понимание данных продуктов. В связи с этим цены А7 и GT могут отличаться друг от друга в пределах не более 5-10%. При большей разнице между ними одному из производителей это грозит существенной потерей части клиентов.

Модель BMW GT появилась у отечественных дилеров в начале 2010-го. В прошлом году ее продажи в России составили 786 штук, или 3,8%, в общем объеме реализации автомобилей BMW Group Russia (20 584 единиц). На фоне этих цифр планы одного дилерского центра продать в нынешнем году 360 штук А7 выглядят слишком амбициозно, уверен руководитель Auto-Dealer.ru Олег Дацкив. «Сегодня в линейке Audi модель А7 — одна из самых удачных для людей с деньгами. Кроме того, это совершенно новый продукт, а российский рынок находится в фазе роста. Поэтому в России в этом году будет продано А7 не меньше, чем GT», — считает Дацкив. По его прогнозам, в 2011 г. продажи BMW GT составят около 1000 штук, то есть на 30-40% больше, чем в прошлом году.

Дмитрий Панов, Компания