Стали известны детали планов Fiat по развитию производства в России/
Концерн подписал с Минэкономики соглашение о промсборке по старым правилам, воспользовавшись нереализованным соглашением своего дочернего предприятия «Савеко», которое было заключено еще в 2008 году. Однако итальянский автопроизводитель взял на себя расширенные обязательства по объемам производства — Fiat должен собирать до 120 тыс. автомобилей в год вместо 25 тыс., необходимых для компаний, работающих в старом режиме. Компания будет производить в России восемь моделей, из которых только одна или две будут относиться к коммерческому транспорту. Для сборки большинства моделей Fiat планирует использовать собственные легковые платформы и платформы внедорожников Chrysler, говорят источники.
Т. о., Fiat не оставляет идею производства в России автомобилей под маркой Jeep, именно она представляет сегмент внедорожников в Chrysler. Итальянская компания хотела собирать Jeep в рамках СП с «Соллерс», и тогда речь шла об объемах до 150 тыс. автомобилей в год, то есть почти трети от общего производства СП. После прекращения в начале года партнерства с «Соллерс» Fiat по-прежнему хочет сосредоточиться именно на внедорожниках — платформа Jeep будет использоваться для сборки трех или четырех моделей, говорят источники.
Сборка автомобилей будет осуществляться в Нижнем Новгороде, завод будет построен на площадке, первоначально предназначавшейся для строительства производства «Савеко», которое было заморожено из-за кризиса и банкротства российского партнера Fiat «Самотлор-НН». В 2008 году анонсировалось, что на этой площадке должен появиться завод по сборке легких грузовиков Iveco Daily мощностью 25 тыс. в год. В рамках нового соглашения Fiat собирается выпускать в России, по предварительной информации, Iveco Daily и Fiat Ducato (сейчас его собирает «Соллерс» на заводе в Елабуге).
В качестве еще одного дополнительного обязательства Fiat взял на себя строительство в России завода двигателей. По данным источников, концерн до сих пор не определился, где разместит производство. В качестве одного из подходящих вариантов компания рассматривала площадки «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде, однако достигнуть окончательных договоренностей так и не удалось, рассказывают источники. В Fiat на запросы не ответили, в «Группе ГАЗ» ситуацию не комментируют. Fiat получил право использовать технологии Chrysler в обмен на погашения долга последнего в $7,6 млрд. перед правительством США. Итальянский концерн купил еще 6% акций Chrysler у Минфина США к уже имеющимся 46% за $500 млн. и, таким образом, консолидировал контрольный пакет американского автоконцерна. Источники утверждают, что в России Fiat будет использовать не только платформу Jeep, но и легковую платформу, которую компания планирует разработать совместно с Chrysler.
«Сегмент внедорожников — третий и самый крупный сегмент в России после массовых В и С-сегментов, и здесь у него есть дальнейшие перспективы для роста, в отличие от Европы и Америки, где падение очевидно, — считает Иван Бончев из Ernst&Young. — Однако сейчас рынок уже насыщен, и завоевать Jeep свою нишу будет сложно, это возможно исключительно за счет агрессивной маркетинговой стратегии». Действительно, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2010 году России было продано всего 809 автомобилей Jeep (в январе-апреле 316), тогда как, например, продажи Land Rover составили около 10 тыс. машин (3,87 тыс.). В то же время продажи Jeep растут — на 94% в 2010 году и на 104% в январе-апреле. «Внедорожники Jeep будут далеко не дешевыми, и их непросто продвигать в России, к тому же нет определенности с рынками сбыта, поэтому начинать с нуля это производство очень сложно», — добавляет Михаил Пак из «Атона». По его мнению, Jeep столкнется с серьезной конкуренцией со стороны Hyundai и SsangYong, который собирает бывший партнер Fiat «Соллерс».
Егор Попов, Коммерсантъ