Много попросили

Opel в случае покупки его Сбербанком и Magna мог в итоге достаться вовсе не Группе ГАЗ Олега Дерипаски, а некой российской госкомпании, следует из Wikileaks. В том числе и поэтому GM 2 года назад отказалась от сделки.

Magna и Сбербанк претендовали на покупку Opel в 2009 г. В мае партнеры подписали с GM меморандум о взаимопонимании, а в сентябре совет директоров американской компании проголосовал за продажу 55% Opel консорциуму Magna и Сбербанка. Сделку планировалось закрыть в ноябре, но за несколько дней до этого совет директоров GM пошел на попятную, объяснив это улучшением ситуации в бизнесе GM и важностью Opel для компании.

Были и другие поводы для разрыва сделки, говорится со ссылкой на депеши посольства США в Берлине. Ни аппарат канцлера Германии Ангелы Меркель, ни минэкономики «не понимали, на какие проказы были способны русские партнеры Magna, а именно: на выдвижение около 31 поправки к меморандуму о взаимопонимании, включая абсолютно неприемлемые требования прав на многие патенты GM и право продать долю в 55% полностью принадлежащей российскому правительству структуре».

Покупатели должны были заплатить за акции 500 млн. евро, Magna и Сбербанку досталось бы по 27,5% акций Opel. Группа ГАЗ, основному владельцу которой Олегу Дерипаске принадлежала и доля Magna, должна была выступить «технологическим партнером» консорциума, но не планировала сама покупать долю, напомнил представитель ГАЗа.

Госкорпорация «Ростехнологии» (владеет 18,8% АвтоВАЗа и 49,9% КАМАЗа) не собиралась покупать долю в Opel, уверяет ее сотрудник. Сбербанк сразу искал возможность перепродать актив. Но долей интересовались не госкомпании, а Группа ГАЗ, знает один из чиновников, согласовывавших сделку. Банк действительно предполагал впоследствии перепродать пакет с прибылью, подтвердил представитель Сбербанка. Велись ли переговоры с потенциальными покупателями, он не сказал.

По условиям GM Opel не мог достаться автопроизводителю. Поэтому продать акции Группе ГАЗ было невозможно, рассказал сотрудник банка. Рассматривались несколько вариантов, например продажа ВЭБу, однако переговоры успехом не завершились, говорит он. ВЭБ таких переговоров не вел, уверяет его представитель.

Срыв сделки произошел скорее из-за спора за права на интеллектуальную собственность, замечает чиновник Минпромторга: покупателей интересовали разработки Opel, но их GM продавать не планировала — в сделку входили, по сути, только европейские заводы компании.

Алексей Непомнящий, Татьяна Воронова, Ведомости