В нижнем ценовом сегменте пополнение: запорожский завод начал экспорт в Россию двух машин разного происхождения. Китайский Chery Bonus и корейский ZAZ Chance выступают в той же категории, что и Lada Kalina. Что выбрать?
Копите бонусы
Недавно в Китае открыли самый длинный в мире мост — почти 42 километра! Экономика страны растет как на дрожжах, игнорируя мировой кризис. А растущая экономика без автопрома — нонсенс. Chery, один из лидеров местного рынка по числу самостоятельных разработок, из года в год предлагает все больше моделей. Bonus в нашей компании самый свежий — представлен три года назад, дизайн-проект выполнили итальянцы. Получилось самобытно и современно.
Но, как это нередко случается у китайцев, фантик красивый, а вкус так себе. И аромат тоже: стоит распахнуть дверь, как в нос бьет фенольный дух. Усаживаюсь. Тощий руль почему-то немного развернут относительно передней панели. Сижу высоко, едва не касаясь головой потолка. Крутилка распределения потоков вращается неохотно, кондиционер дует посредственно. Заглянув в бардачок, уже не могу закрыть его — фиксатор с одной стороны не желает входить в паз. Пятая дверь тоже не захлопывается как следует — поднявшаяся вместе с ней полка не встает на предназначенное место.
Все перекосилось, уплыло и разъехалось. С соответствующим настроением трогаюсь. Стартует Chery Bonus довольно легко, коробка передач работает неплохо, педали легкие и информативные. Это хорошо, ведь рычагом придется работать часто: 1,5-литровый мотор, по ощущениям, позже подкрепленным замерами, не отрабатывает паспортные 109 л. с. Разгон до сотни на Bonus — скука, которую разбавляет гудящая, как у троллейбуса, трансмиссия. Растянутые передачи заставляют крутить мотор, пока он припадочно не задергается на ограничителе. Эластичность тоже никуда не годится: особенно тяжело, со старческой одышкой, Chery плетется с 80 до 100 км/ч на пятой передаче.
На скорости Bonus поет ветром в зеркалах, щелкает какими-то реле в недрах торпедо, подвеска звучно бухает даже на средней ямке. Ходовая часть с сюрпризом — это было ясно еще до заездов по горной дороге полигона. «Посмотри-ка!» — зовет меня коллега и качает корму: Bonus проседает на добрые 70 мм, как будто в нем игрушечные амортизаторы и пружины от авторучки. С передней осью, однако, такого не происходит. Вот и едешь на машине с двумя принципиально непохожими подвесками. Сначала жестко вздрагивает на кочке передок, спустя мгновение задняя подвеска отвечает несколькими покачиваниями с пугающей амплитудой. А если порезче да в повороте?
До поры до времени Chery кренится, но все же как-то держится за асфальт. Но в одно мгновение все меняется: задняя часть срывается в занос, да еще какой! Может, надо загрузить авто, словно пикап с рессорной подвеской, и тогда все изменится? Не надейтесь. Он лишь проседает до неприличия. А ведь Chery и так обладатель скромного дорожного просвета: лишь 130 мм (по нашим замерам) отделяют от асфальта выпускную систему. Кстати, защиты моторного отсека нет.
Как-то грустно сложилось наше с ним знакомство, а хочется проститься на позитивной ноте. Загляните в багажник: грузить его можно долго и с удовольствием. Такой огромный объем и здоровенный проем пятой двери еще поискать! Пожалуй, это здесь единственный настоящий бонус, который получит покупатель этого «китайца».
Если б я был премьер…
Словосочетание «желтая калина» с недавних пор стало фольклорным: кто не смотрел репортажи Первого канала об увлекательном пробеге премьер-министра по трассе Чита-Хабаровск! Полстраны заглядывало в Интернет, чтобы полюбоваться на две ее копии, путешествовавшие на автовозах следом за первой Kalina. На всякий пожарный… Мне запомнился телевизионный сюжет, в котором премьер на ходу обсуждал с пассажиркой-журналисткой особенности навигации и машины в целом. Разговор, в общем-то, лукавый: как всерьез оценивать машину специальной сборки? Вот бы ему наш, товарный экземпляр!
Захлопываю за собой дверь и осматриваюсь. Неплохие сиденья с приличным диапазоном перемещения, регулируемый по углу наклона руль, отличная обзорность… Начало неплохое! Но стоит завести мотор, как идиллия рассыпается. Автомобиль вибрирует от руля до педалей. Причем, характер зуда меняется с оборотами двигателя. Въезжающую в огромный гараж полигона Lada легко опознать, еще не видя: вентилятор системы охлаждения гудит, как промышленный кондиционер, заглушая даже рокот выпуска. Может, это комплектация «Спорт», как у премьера? «Нет, «калины» все так басят», — машет рукой менеджер автосалона, где мы брали машину.
Вот навигация у нашего экземпляра точно такая же, как у премьерского. О ее особенностях отдельно рассказал Денис Арутюнян в конце этого материала. Ему повезло — навигатор работал. Я же, включив зажигание, увидел на мониторе лишь серые полоски, затем экранчик вовсе погас. Оживить поводыря и по совместительству борткомпьютер удалось, скинув «минусовую» клемму с аккумулятора. На следующий день все повторилось. Помните, раньше у «жигулей» под капотом была лампочка? Забота о покупателе: чтобы даже ночью ему было удобнее заниматься ремонтом посреди трассы. В Kalina лампочки нет, но в моторный отсек машины с пробегом 100 км заглядывать все равно приходится. Кстати, у нашего экземпляра что-то текло под ноги переднего пассажира. То ли вода после мойки нашла дырочку, то ли конденсат из кондиционера. Конечно же, тысячи фанатов скажут — не повезло с экземпляром…
На ходу Lada звучно шлепает по асфальтовым шрамам, молотит гравием по аркам, зудит трансмиссией и поскрипывает пластиком — какое уж тут интервью! Но большие неровности машина парирует достойно. На высокой скорости насторожила управляемость: излишне легкий и пустой в околонулевой зоне руль не позволяет точно следовать задуманной траектории. В быстрых виражах все еще хуже: с четырьмя оборотами от упора до упора о спортивной езде лучше сразу забыть. Обидно, ведь потенциал подвесок неплох. Kalina прогнозируемо заныривает в поворот под сброс газа и стремится наружу при избытке тяги без лишней нервозности.
Шестнадцатиклапанный мотор нам понравился. Он неплохо тянет с холостых оборотов, обладает хорошей эластичностью и позволяет уехать от обоих конкурентов со светофора. Но это — если повезет, и вы попадете в передачу! Отвратительная избирательность тугого механизма портит всю мали… простите, калину. Задняя тоже втыкается через пень-колоду, наверное, поэтому сигнализатор ее включения издает такое уныло-минорное «динь-динь».
Какие же козыри у этой красотки, кроме внешности? Во-первых, в ней удобнее всего ехать вчетвером, благо, на заднем диване без особых стеснений усаживаются даже рослые. Во-вторых, неплохой мотор. В-третьих, богатая комплектация: кондиционер, навигация, ABS, пара подушек безопасности. Наконец, супер-аргумент: наша, родная! Речь не о поддержке отечественного производителя — предоставим заботу о нем руководителям. Для нас с вами важно, что починить Kalina возьмутся, в каком бы городе России ни настигла поломка.
Без шансов?
Глядя на эту серую мышь, потерявшуюся на фоне ярких оппонентов, я ее внутренне жалел. Старомодна, невыразительна, скучна, как офисный стол. Мне уже доводилось поездить на Chance раньше. Признаться, мелитопольский мотор объемом 1,3 л и таврическая же коробка передач с извращенным алгоритмом переключений перечеркивали все сильные стороны модификации. Неудивительно, что машина в России не пошла. И вот попытка номер два — Chance с трансмиссией и двигателем, знакомым по Chevrolet Lanos. Совсем другая песня! Недаром на Украине Chance/Lanos давно завоевал рынок такси (да и в России профи любят эту модель) — верный признак неприхотливой, выгодной в содержании и практичной машины.
Но насколько же разного качества автомобили могут сходить с конвейера одного завода! В Chance нет китайского пластикового амбрэ и кривых панелей. Да и Kalina с ее дрожью и не прячущимися до конца в двери передними стеклами может ему позавидовать. Наконец-то управляю гармоничным (конечно, с поправкой на цену) автомобилем. Педали в меру короткоходны, передачу не приходится искать, а руль полон сочной отдачи от старого доброго гидроусилителя.
Да, Chance не быстр и уступает «калине» в динамике. Его простенький восьмиклапанный двигатель мягко упирается в ограничитель всего на 5700 об./мин. и не претендует на подвиги. Однако по эластичности он лишь немногим хуже, хотя уступает российской машине в мощности 12 л. с. Ну а «китайца» наш «запорожец» кладет на лопатки легко и непринужденно. Главное — не заставлять ехать его внатяг, с 1000 об./мин., а то Chance задергается, будто карбюраторный.
С управляемостью все хорошо: ЗАЗ предсказуем и понятен. Вот он начинает попискивать шинами и выплывает наружу поворота; еще чуть-чуть — и морду понесет. Так и есть. Но легкая коррекция рулем и газом исправляет ситуацию.
Пластик в Chance хранит гордое молчание, а ведь тестовый экземпляр уже пробежал более 10 000 км! И разговаривать в нем на ходу можно, не повышая голос. Незаметны аэродинамические шумы, хороша звукоизоляция кузова. Все это рождает чувство доверия к машине, уверенность в ее надежности. На ней хочется и получается ехать долго, не мучаясь от боли в спине и желания поскорее добраться до пункта назначения.
Неужели все так хорошо? Увы, нет. Chance оказался аутсайдером в такой важной дисциплине, как торможение. Даже в наиболее полной комплектации ЗАЗ не оснащен ABS, что обусловило тормозной путь 48,2 м со 100 км/ч — почти на корпус больше, чем у занявшей второе место Lada. «Китаец-эмигрант» тоже показал более оптимистичные результаты, хотя работа ABS удивила: колеса блокируются слишком рьяно и надолго. Еще один прокол Chance почувствуют те, кого посадят во второй ряд. Машина жмет и в коленях, и в ступнях, и в головах. Не регулируется по высоте и руль.
И все же, подбив баллы, мы констатируем: победа в тесте остается за ним! Пожалуй, это первый «Запорожец» в моей жизни, который я не отказался бы закатить в свой гараж.
Где я?
Наконец-то в наших руках Kalina со штатным навигатором. Как он работает, удобно ли им пользоваться? Автомобильная индустрия приучила нас к тому, что встроенный навигатор подразумевает большой удобный экран, причем, как правило, с сенсорным управлением. Нередко указания навигатора дублируются и на щитке приборов. У Kalina же основным стал маленький дисплей (диагональ 4,3 дюйма, как у рядового смартфона) между спидометром и тахометром. Хорошо, конечно, что на него выводится не только информация навигатора, но и данные бортового компьютера. А вот разглядывать на ходу карту не очень удобно — отвлекает от дороги.
Еще большее недовольство вызвала система управления — цветок навигационных кнопочек на правом подрулевом рычажке. Оперировать ими на ходу невозможно. Да и на стоянке приходится неестественно выворачивать кисть. Еще раздражает медлительность процессора и не самой свежей операционной системы Windows CE: на загрузку программы «Навител. Навигатор» уходит около 35 секунд (для сравнения: даже недорогие устройства с таким же программным обеспечением загружаются за 10-12 секунд).
Хорошо, хоть спутники навигатор находит очень шустро — российских традиционно меньше, американских больше. Ввод адреса долог и мучителен: сначала стрелками выбираешь букву на экранной клавиатуре, подтверждаешь выбор и ждешь… Так, попытка набрать слово «Москва» споткнулась о 10-секундную паузу уже на первой букве.
Зато программный пакет «Навитела» оснащен едва ли не лучшими картами России с адресными планами 1500 городов. Да и для обновления предусмотрели разъем miniUSB прямо здесь же, на панели, — достаточно только подключить ноутбук и закачать новые карты.
Все бы хорошо, когда бы не цена — за штатную систему придется доплатить 13 000 руб. Казалось бы, недорого, ведь владельцы многих иномарок за подобную опцию выкладывают от 30 000 до 80 000 руб. Но ведь покупка недорогого коммуникатора обойдется в те же деньги, а обычный навигатор на присоске раза в два-три дешевле. И оба этих решения дают больше удобства и возможностей. Так зачем же платить за медлительный и эргономически непродуманный прибор? Разве что избавишься от необходимости каждый раз вынимать навигатор из машины, опасаясь воришек.
Михаил Гзовский, За рулем