Авторынок динамично растет, но пока не достиг докризисных объемов

Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Автопром: готов ли рынок к новому кризису?«. Ее участники отмечают, что российский авторынок демонстрирует высокие темпы роста продаж, однако пока так и не достиг докризисных уровней. Восстановление возможно уже в следующем году, если экономику не накроет очередная волна рецессии.

По итогам 9 месяцев 2011 года объем российского рынка автомобилей вырос на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «По сравнению с 1-2 кварталами рост замедлился, но это связано с эффектом малой базы 1-2 квартала 2010 г., — говорит директор департамента маркетинга и рекламы ГК «Блок» Сергей Дюшко. — Просто продажи в 3-4 кварталах 2010 г. были выше, соответственно, и прирост в процентах снижается. Я думаю, по итогам 4 квартала динамика прироста еще снизится и в целом по году составит 30-35%. Это хороший рост».

Тем не менее, продажи автомобилей пока не вернулись к докризисным объемам, отмечают участники организованной «ФИНАМом» конференции. «Я думаю, по итогам 2011 года мы достигнем продаж в 2,3 млн. автомобилей, а это уровень 2007 года», — считает г-н Дюшко.

Основными драйверами роста автомобильного рынка выступят, по мнению аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, снижение ставок по автокредитам, стимулирующие госпрограммы, а также отложенный спрос. Реализация отложенного спроса, считает финансовый директор в РФ МАХ «Атлант-М» Алексей Самодуров, составит основу роста рынка в показателях продаж как второго полугодия текущего года, так и следующего года.

Большое значение для динамики рынка имеет общая макроэкономическая конъюнктура, которая формирует ожидания инвесторов, потребителей, финансовых институтов, определяет риски для всех групп, утверждает г-н Дюшко: «Пока она положительна, люди с оптимизмом смотрят в будущее и готовы совершать дорогостоящие покупки, к которым относится покупка автомобиля. Соответственно, у банков появляется возможность привлекать дополнительную ликвидность по более низким процентам, активнее работать на рынке розничного кредитования, запускать интересные покупателям программы. Несомненно, стоит отметить государственную программу льготного кредитования, которая внесла свою лепту в рост рынка».

Если второй волны кризиса не будет, то рынок может достичь докризисного уровня уже в 2012 г., полагает г-н Рожков: «Локализация может стать драйвером роста рынка лишь в долгосрочном периоде, когда может усилиться конкуренция между производителями, собирающими автомобили в России и, как следствие, снижение их маржи и более медленный рост цен на автомобили». В свою очередь, г-н Самодуров менее оптимистичен в прогнозах — по его мнению, возврат автомобильного рынка к докризисным объемам произойдет не ранее 2013 года.

В случае, если «вторая волна» кризиса все же наступит, при неблагоприятном стечении обстоятельств можно будет наблюдать спад авторынка в среднем на 30%, ожидает директор по маркетингу компании «КМ/Ч» Анна Воробьева: «После «первой волны» кризиса не было никаких изменений в модели экономики. А значит, «вторая волна» будет сильнее. Поскольку огромная часть автомобилей покупается в кредит, то это скажется и на автобизнесе. В первую очередь, кризис затронет автомобили эконом- и среднего сегмента».

Авто-обозрение