Есть важная новость для владельцев иномарок и для тех, кто собирается их купить. Федеральная антимонопольная служба выступила с инициативой, которая, на первый взгляд, может избавить автовладельцев от весьма затратной и по деньгам, и по времени обязанности — обслуживать стоящую на гарантии машину только у официальных дилеров.
Как известно, заводская гарантия действует лишь в том случае, если все обслуживание, регулярные техосмотры и любой, даже самый незначительный ремонт происходят только на таких официально уполномоченных сервисах. Ясно, что и цены там заметно выше, чем в остальных автомастерских. Понятно, что в народе предложение ФАС горячо поддержат, но что скажет об этом производитель автомобилей?
Блестящий мир новых иномарок. Покупатель экономит на ремонте (машина-то на гарантии, но об этом ему при продаже деликатно не говорят) и налетает на дорогое обслуживание машины в официальном сервисе, иначе гарантию можно потерять. Почему сменить масло или тормозные колодки в новой машине стоит так дорого, заинтересовалась антимонопольная служба.
Михаил Федоренко, Федеральная антимонопольная служба: «Если посмотреть стоимость этого обслуживания, то оказывается, что стоимость машины на гарантии значительно выше, чем в тот момент, когда у машины гарантия заканчивается, причем даже в этом самом дилерском центре. Зачастую эта разница в цене может достигать и 30%, и 40%, и 50% — то есть фактически в два раза».
Антимонопольная служба хочет разделить продажу автомобилей и их обслуживание, принять в систему больше независимых сервисов и дать им свободный доступ к запчастям. Сейчас почти для каждой марки есть всего один уполномоченный поставщик. Российские автодилеры против: они говорят, что только у них — необходимый контроль качества и опыт работы.
Андрей Петренко, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры»: «Президент Ассоциации независимых дилеров НАПТО откровенно сказал: да, мы сейчас обсуждаем эти вопросы, и что среди всего большого количества независимых автомобильных ремонтных организаций только 3%, за которые он мог бы поручиться, что качество работ там будет гарантировано».
По имеющимся данным, до половины всех доходов российские автодилеры получают от обслуживания автомобилей на гарантии. Понятно, что неофициальные автосервисы бывают очень разными. Но вряд ли автовладелец станет отдавать свою любимую машину в заведомо плохую мастерскую, и потом: если официальный ремонт настолько дороже, означает ли это, что он настолько же лучше?
В этот неофициальный центр приходят и те, у кого машины на гарантии. А работа здесь стоит вдвое дешевле: запчасти доставляют быстрее, меньше волокиты. Как раз в таких центрах чаще и делают сложный ремонт. У официальных — другой профиль.
Валерий Шиц, генеральный директор автоцентра: «Данные машины не нуждаются в дополнительном ремонте. Как правило, это из ряда вон выходящие случаи, когда приходится что-то еще делать. Поэтому, в принципе, первые три года машины нуждаются только в правильном обслуживании».
Страховые компании пока только прогнозируют, сколько могли бы стоить полисы, если бы гарантийный ремонт разрешили делать многим.
Павел Бородин, представитель страховой компании: «Есть предпосылки к тому, что возможно снижение страховой премии. Ну и страхового тарифа по КАСКО. Хотя сама инициатива неоднозначная».
Во многом от производителей зависит, насколько меры антимонопольной службы будут успешными.
Александр Мойнов, представитель компании-производителя: «Со всеми дилерами у нас есть контрактные отношения, и мы уверены практически на 100%, что они будут использовать правильные запасные части и не будут нарушить технологию обслуживания автомобилей. С независимыми сервисными центрами такой связи нет».
В любом случае, новый режим вряд ли вступит в действие скоро. В ЕС нечто похожее приняли только в прошлом году. А России, вероятно, придется подождать специальных регламентов, которые будут разрабатывать производители. А их нынешнее положение дел, похоже, устраивает.
Сергей Морозов, НТВ