Объем продаж легковых автомобилей в России в краткосрочной перспективе может достичь примерно 3 млн. автомобилей в год и на ближайшие годы зафиксироваться на этом уровне. Такой прогноз дал исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. Будущее отечественного рынка сегодня обсудят на форуме «Авто-ретейл в России».
Экономический кризис заставил автодилеров пересмотреть приоритеты с продажи новых машин, на которые приходилось 70% их маржи, и остальных 30% от постпродажного и постгарантийного сервиса. Сейчас автодилеры уравновесили эти позиции. Но говорить об устойчивом тренде рано, отмечают эксперты.
Кризис выдавил с рынка игроков, ориентированных на получение быстрых денег. Задача тех, кто пришел всерьез и надолго, не столько завоевать, сколько удержать клиента. А это, прогнозируют аналитики, ужесточит стандарты, сократит количество дилеров и, соответственно, снизит их доходы от продаж. Компенсировать падение может продажа подержанных автомобилей. Сейчас на их долю приходится в среднем 10-15% объема продаж новых машин. Но главный козырь этого медленно растущего сегмента рынка — стабильность.
«Если рынок новых автомобилей в кризис упал в два раза, то рынок подержанных автомобилей упал всего на 20%. Соответственно, соотношение сейчас примерно пополам», — говорит г-н Удалов.
«Если говорить о дилере, который занимается этим, то его маржинальность в целом по бизнесу на 1-2% выше, чем тех, кто этим не занимается. А для нашего бизнеса это очень много», — говорит Олег Моисеев, гендиректор PSB Consulting Group.
В силу специфики, это направление требует больших оборотных средств. Но несмотря на кризисные трудности, интерес банков к автобизнесу сохранился. Кроме того, кредиторы, предпочтя не банкротить автодилеров, а переждать трудные времена, сейчас активно входят в капитал должников и устанавливают над ними контроль, чтобы позже продать актив по достойной цене. А возможно, в ближайшие пять-семь лет и выйти на IPO.
РБК