Toyota переезжает Lada








Инокомпания

Инокомпания
В этом году продажи японской Toyota в России впервые превысят выручку отечественного автопрома. А в следующем году «АвтоВАЗ» может пропустить вперед еще и Ford с Chevrolet.


По данным PricewaterhouseCoopers, в первом полугодии 2007 г. в России продано 1,165 млн автомобилей на $20,6 млрд. С учетом подержанных иномарок рынок вырос на 28% в численном и на 51% в денежном выражении. Импортных автомобилей продано 510 тыс шт. на $13,2 млрд, иномарок российского производства — 205 тыс шт. на $2,8 млрд, отечественных автомобилей — 300 тыс шт. на $2,4 млрд, импортировано 150 тыс подержанных автомобилей на $2,2 млрд. В этом году «АвтоВАЗ» планирует выпустить 720 600 автомобилей Lada, из них около 100 тыс — экспортировать.


В этом году Toyota, по данным тольяттинского агентства «Автостат», продаст в России автомобилей на $5,45 млрд (12,2% рынка), а продажи Lada составят $4,68 млрд (10,5%). Японских машин продается меньше, но они дороже, объясняет директор «Автостата» Сергей Целиков. Его прогноз на год — около 160 тыс Toyota по средней цене $34 тыс и более 600 тыс Lada в среднем по $7800. Столь низкая цена объясняется дешевизной «классики».


С его выводами согласны другие эксперты, хотя их прогнозы российской выручки двух концернов несколько отличаются. Аналитик «Уралсиба» Кирилл Чуйко ожидает, что в России будет продано Lada на $4,7-4,8 млрд, а Toyota — на $5,6 млрд.


Перегнать Lada в этом году Toyota не удастся, но она может заработать на российском рынке столько же, сколько «АвтоВАЗ», считает эксперт по автопрому A. T. Kearney Евгений Богданов. По его оценке, россияне купят около 140 тыс Toyota на $4,5 млрд — примерно столько же, сколько выручит «АвтоВАЗ» за 630-640 тыс автомобилей. Богданов исходил из средней цены Toyota $32-33 тыс, которую подсчитал, исходя из продаж компании за первые четыре месяца. Toyota и «АвтоВАЗ» получат с российского рынка по $4,3 млрд, полагает президент автоторговой компании «Лада-Фаворит» Владимир Попов. Правда, он сомневается, что «АвтоВАЗ» сможет продать в этом году более 600 тыс машин.


Представитель «АвтоВАЗа» подтвердил план на этот год — более 600 тыс автомобилей. Он отметил, что во II квартале продажи завода на внутреннем рынке выросли на 40% и за полгода составили 290 тыс машин, а в июле было продано еще 60 тыс. Среднюю цену Lada он не назвал, предложив подсчитать ее, исходя из плана: 60 тыс Kalina по $9800, 200 тыс «десяток» и Priora ($11 тыс), 200 тыс Samara ($9000) и 200 тыс «классики» ($5600). Получилось $8600.


Представитель Toyota Татьяна Русакова не стала комментировать прогнозы экспертов и называть планируемые объемы продаж в 2007 г., но согласилась, что Toyota может продать в 2007 г. около 160 тыс автомобилей.


Иномарки обогнали «АвтоВАЗ» по выручке в 2003 г.: $4,8 млрд против $3,7 млрд. В прошлом году они перегнали Lada по числу проданных машин: «АвтоВАЗ» продал в России 625 тыс машин, а новых иномарок, включая произведенные внутри страны, было продано 1,008 млн. Но до сих пор речь шла только обо всех иномарках, вместе взятых, теперь же взять верх над «АвтоВАЗом» удалось одной Toyota, хотя и в денежном выражении, говорит Чуйко. Впрочем, у Toyota и Lada совершенно разные покупатели, отмечает он. Именно поэтому сравнивать показатели Lada и Toyota не имеет смысла, настаивает представитель «АвтоВАЗа», поскольку они продаются в разных ценовых сегментах.


Проблема «АвтоВАЗа» — его продажи не растут вместе с рынком, как у других производителей, отмечает Чуйко. И в этом, и в следующем году он выручит от продажи своих автомобилей в России столько же, сколько год назад, а число проданных автомобилей может даже снизиться. Разработка автомобиля класса C, который завод начнет выпускать совместно с канадской Magna в 2009 г., позволит заводу удержать свою долю рынка, возражает представитель автозавода.


Шансов вернуть лидерство у «АвтоВАЗа» нет, уверены эксперты, уже на следующий год по объемам выручки он окажется на 4-м или даже 5-м месте. В 2007 г. 3-е место, по прогнозам «Автостата», займут Ford ($3,34 млрд, 7,5% рынка) и Chevrolet ($2,4 млрд, 5,4%). Вместе с Toyota они займут первые три строчки в 2008 г., уверен Богданов. В 2008 г. Ford с выручкой $4,5-5 млрд перегонит «АвтоВАЗ», уверен Чуйко. Другими претендентами на лидерство в 2008 г. он считает Mitsubishi, Nissan и Chevrolet (правда, с учетом продукции «GM-АвтоВАЗа»).


Представитель Ford Екатерина Кулиненко не раскрыла ожидаемый объем выручки в 2007 г., отметив, что Ford планирует продать в России 150 тыс автомобилей.





Глеб Столяров, Ведомости