Россияне полюбили «Тойоты» и «Форды»







Инокомпания

Инокомпания

ФСТ опубликовала статистику импорта легковых автомобилей в Россию за семь месяцев 2007 года.


За это время было ввезено 831,9 тыс. автомобилей, что в 1,6 раза больше, чем за тот же период прошлого года. В денежном выражении импорт вырос еще больше — 11 млрд. долл. против 6,2 млрд. долл. за аналогичный период прошлого года. По мнению экспертов, в ближайшие годы импорт автомобилей продолжит нарастать.


По данным ФСТ, за семь месяцев в РФ ввезено 746 тыс. иномарок из дальнего зарубежья и 85,9 тыс. — из СНГ (Украина и Узбекистан). Партнер консалтинговой компании PricwataerhoustCoopers Стенли Рут отмечает, что рекордными темпами растет ввоз именно новых иномарок. В период с 2002 по 2006 год объемы продаж этих машин в денежном выражении увеличились с 26% до 71% от всего рынка продаж, а по итогам первого полугодия выросли уже до 78%. На десять ведущих производителей приходится до 76% продаж новых иномарок. Стенли Рут дает благоприятный прогноз для российского рынка легковых авто: в текущем году россияне приобретут около 2,5 млн. машин, и уже к 2010 году есть реальный шанс увеличить продажи до 4 млн. иномарок. В результате российский рынок легковых автомобилей может стать первым в Европе и войти в пятерку крупнейших в мире. Только тогда, видимо, рынок и насытится.


Сейчас больше всего спрос растет на дорогие иностранные джипы. Премиум-бренды практически удвоили продажи. Самым большим спросом пользуются машины люксового подразделения «Тойоты», линейка Lexus RX, лишь немногим им уступают Audi Q7, Mercedes-Benz GL, Infiniti FX.


«Импорт иномарок растет интенсивно из года в год», — признает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. По его оценке, объемы производства машин ведущих иностранных автопроизводителей, выпускаемых в России в режиме промышленной сборки (около 400 тыс. штук в год), явно недостаточные. Российскому рынку не хватает еще примерно 1 млн. автомобилей, и этот дефицит будет покрываться за счет импорта. По словам замдиректора департамента по инвестиционной политике МЭРТа Дмитрия Левченкова, до 30 сентября планируется подписать около 15 соглашений по промышленной сборке автокомпонентов на территории России.


Эксперты считают, что по сумме выручки лидером продаж легковых автомобилей в России в 2007 году будет Toyota — 5,45 млрд. долл., второе место они отдают LADA — 4,68 млрд. долл. Тройку лидеров, по мнению экспертов, замкнет Ford с 3,25 млрд. долл. продаж. В структуре продаж будут преобладать иномарки — 1,86 млн. штук, что почти в три раза выше, чем потенциальный спрос на легковушки отечественного производства, оцениваемый всего в 680 тыс. штук.


«Россияне четко обозначили свой выбор в пользу качественных автомобилей, — объясняет председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Безопасность и качество иномарок несопоставимы с продукцией отечественного автопрома, а в последнее время теряется и преимущество дешевизны. Некоторые модели догнали по цене западные аналоги, поэтому нет ничего удивительного в резком росте импорта машин. Уровень доходов населения пока растет, и люди, конечно, предпочитают покупать хорошие и дорогие автомобили, которые могут предложить только зарубежные производители».


По словам эксперта, руководители наших автогигантов привыкли к патернализму: «Они привыкли жить в нерыночных условиях, постоянно требуют субсидий от государства, то есть денег налогоплательщиков. Они полагают, что государство их не бросит. Менеджмент отечественного автопрома находится в глубоком кризисе».


Опрошенные эксперты сходятся в том, что качественного улучшения продукции российских заводов ждать не приходится: у наших автопроизводителей сложился свой сектор реализации машин, в котором они и останутся. Большинство наших моделей были разработаны 15-40 лет назад, технологически они давно устарели.


Помимо увеличения импорта легковушек, в этом году отмечается двукратный рост ввоза грузовых автомобилей: за первые семь месяцев было ввезено 53,8 тыс. грузовиков против 27,3 тыс. за январь — июль 2006 года. Такой всплеск специалисты объясняют развитием связанных с транспортом секторов экономики и несоответствием наших грузовиков европейским экологическим стандартам. По словам экспертов, «КамАЗы» и другие грузовики держат свой сектор, но экономике нужны новые, современные машины — с увеличенной грузоподъемностью, удобством, скоростью, соответствующие современным экологическим параметрам. К тому же модельный ряд российских производителей довольно беден: многие узкоспециализированные грузовые модели производятся лишь на Запад.


В целом эксперты прогнозируют увеличение числа автомобилей на наших дорогах, и в основном за счет импорта. «Рост количества иномарок продолжится, — заключает Виктор Похмелкин. — Будет увеличиваться и ввоз машин из-за рубежа, и производство иномарок по лицензии внутри страны. Но про наш автопром ничего положительного сказать не могу, его кризис продолжится».





Игорь Наумов, Независимая газета