| Инокомпания |
Провал одной модели автомобиля и успех другой заставили Nissan полностью сменить продуктовую стратегию.
В 2005 финансовом году прибыль Nissan составляла $4,34 млрд., в 2004-м — $4,76 млрд. Компания пытается исправить положение, экспериментируя с модельным рядом, причем идет против движения. Практически все автоконцерны, которые уже построили или строят свои заводы в России, одержимы идеей производить «народные» автомобили. А Nissan, напротив, отказался от этой идеи, хотя в компании и собирались производить такие машины в партнерстве с Suzuki на ее будущем заводе в Шушарах под Санкт-Петербургом.
В июле 2007-го уже сам Nissan заложил первый камень в основание российского завода. По словам исполнительного вице-президента Nissan Карлоса Тавареса, приехавшего на эту церемонию, компания будет собирать в России дорогие седаны и внедорожники, пока всего 50 тыс. штук в год. Это минимальный объем производства, при котором строительство завода вообще имеет смысл. Но в будущем Nissan может расширить модельный ряд питерского завода: не исключено, что здесь будут собирать и кроссоверы. Разработка одной из таких моделей — Qashqai — стала самым важным и самым удачным проектом Nissan Europe за последние несколько лет.
К сотрудничеству с Suzuki в России в японской компании неспроста отнеслись с осторожностью. Автопроизводители ждут от альянсов выгоду, а чаще всего получают сплошные хлопоты. Например, в 1998 году немецкий Daimler-Benz приобрел американский Chrysler. Но после этого объединенная компания стала убыточной: не выдержала борьбы с американскими профсоюзами и не сумела вовремя скорректировать модельный ряд Chrysler. Так что в начале мая концерн DaimlerChrysler продал 80,1% своего американского подразделения фонду Cerberus Capital Management за $5,5 млрд. По условиям сделки эти деньги даже не достанутся предыдущему владельцу: они пойдут на реформы в Chrysler. Но немецкая сторона, избавившись от проблем, рада и этому.
С Nissan и Renault, которые объединились в 1999 году, никаких эксцессов не произошло, наоборот, им удалось сэкономить на объединении. «Мы отслеживаем развитие альянсов по всему авторынку,- говорит глава европейского центра разработок Nissan Джерри Хардкасл,- и стараемся не повторить ошибок конкурентов». Впрочем, и Renault, и Nissan изначально были прибыльны и самодостаточны.
После объединения каждая из компаний осталась при своих заводах, центрах разработок и представительствах по всему миру. Но в целях экономии президент Renault-Nissan Карлос Гон соединил службы бэк-офиса обоих производителей.
Однако в начале 2000-х годов Карлос Гон понял: еще немного, и эта конкуренция утащит обе компании на дно авторынка. Так что с недавних пор рыночные тенденции заставили брэнды Renault и Nissan развиваться с оглядкой друг на друга. Главным виновником в смене стратегии стал российский рынок. По признанию Хардкасла, для Nissan он сейчас крупнейший в мире.
На российском рынке разработанный в Великобритании седан Almera пользовался высоким спросом: в 2005 году было продано около 20 тыс. машин. Но это произошло лишь потому, что Nissan продавал машины дешевле, чем планировалось: к моменту запуска Almera в сегменте недорогих седанов появились машины-конкуренты, разработка которых, очевидно, потребовала меньших затрат. Например, корейский Hyundai Accent, который стоит от $12 тыс. против $14 тыс. за Almera. Разбираться в нюансах потребители не стали, и цену седана от Nissan пришлось пересмотреть. Almera оказалась неприбыльной.
Обычно таких признаний топ-менеджеры автоконцернов не делают, но модели Almera уже ничего не грозит: она снята с производства еще в ноябре 2006-го. В России распродаются последние машины, а в остальном мире их уже не купить. Как ни странно, в крахе проекта Almera отчасти виновата Renault: в апреле 2005 года компания начала производство модели Logan на заводе «Автофрамос» в Москве. Это тоже седан, но изначально разработанный как «народный» автомобиль. В России он стоит всего лишь $9,5 тыс.
Сейчас небольшую часть прибыли (какую именно, не разглашается) европейский офис Nissan получает в сегментах маленьких городских автомобилей (модели Micra и Micra C+C) и спорткаров (Nissan 350Z). Основной же доход по-прежнему приносят внедорожники: Patrol, Pathfinder, Navara, X-Trail и Murano. Но внедорожники дороги, их много не продашь, поэтому и прибыль у Nissan небольшая.
Срок разработки автомобиля в Nissan составляет в среднем пять лет. Так что о замене Almera в компании задумались еще в 2002 году.
В Европе взамен Almera так ничего и не появилось. Только в России, где для Nissan важно продавать автомобили большими объемами, эту машину заменили корейским Samsung SM3 (на российском рынке он называется Almera Classic). Но никаких особых видов на него нет: Nissan не ставит цели на этом автомобиле зарабатывать.
«В этом сегменте мы соперничали с Ford и GM, и они так же, как и мы, теряли там деньги, — говорит Джерри Хардкасл. — Мы пошли туда, где можем заработать, а они пусть там и остаются». Вместо замены Almera в компании решили разработать более дорогой автомобиль, который в принципе нельзя отнести к какому-либо существующему сегменту. В результате появился кроссовер Nissan Qashqai — помесь внедорожника и хэтчбека от $22 тыс. На разработку ушло 200 млн. евро и пять лет, но дело того стоило: с появлением Qashqai компания изменила подход и к созданию новых моделей.
Главной же переменой в подходе Nissan к разработке новых машин стали вовсе не технологические ноу-хау, а маркетинговые. Покопавшись в базе данных исследовательского агентства Refomotive Behavior, была выведена собственная теория сегментации автолюбителей. В Nissan стали делить их на пять групп, и тут же у провала Almera нашлось и теоретическое обоснование. Как выяснилось, эта модель ни для одной из групп до конца не подходит.
Самой большой оказалась группа express personality — 28% всех опрошенных агентством автолюбителей. Это люди, которые ценят в автомобиле не экономичность или комфорт, а возможность выражения собственного стиля. На этот сегмент в Европе работает, например, концерн BMW. В том же сегменте решил сыграть и Nissan с моделью Qashqai, при этом нисколько не пересекаясь с баварским автопроизводителем.
Опрос показал, что главная проблема express personality — высокая цена внедорожников и недостаточная харизматичность хэтчбеков. А Qashqai должен был стать чем-то средним. От внедорожника автомобиль получил высокий дорожный просвет и полный привод, от хэтчбека — формы и маневренность. У того же BMW таких автомобилей нет.
Nissan Qashqai вообще сплошной компромисс. Альфонсо Альбайса, вице-президент Nissan Design Europe, называет дизайнерскую концепцию автомобиля на смеси английского и французского — Trois fusion, или «три несочетаемых сочетания». Одно из них, например, такое: салон должен одновременно и напоминать кабину спорткара, и способствовать релаксации.
По утверждению Джерри Хардкасла, Qashqai сейчас самая прибыльная из моделей Nissan. За первые три месяца с момента запуска Qashqai — с марта по май 2007 года — было продано 33,6 тыс. этих автомобилей. А очередь, по данным на май 2007-го, составляла 60 тыс. человек. На российском рынке только лишь за май 2007 года был продан 2381 Qashqai. «У нас одна из самых больших квот на Qashqai в России — 100 машин в месяц, — рассказывает директор ТСК „Ниссан-автомир» Владимир Григорьев. — Именно столько мы и продаем, а очередь на машину до лета 2008 года, и люди готовы ждать».
Nissan оказался не единственным, кто «сочетает несочетаемое». Suzuki тоже запустила на российский рынок свой кроссовер SX-4 почти одновременно с Nissan Qashqai. Неудачливый Chrysler еще в прошлом году обзавелся сразу двумя подобными машинами — Dodge Caliber и Jeep Compass. Совсем недавно на российском рынке появился еще один кроссовер — Mazda CX-7. Так что почти одновременно с запуском Qashqai на авторынке возник новый сегмент, которого прежде не было.
Впрочем, до Nissan конкурентам пока далеко. По данным «Даймлер-Крайслер автомобили Рус», машин Dodge Caliber, сопоставимых по цене с Qashqai, с января по июль 2007-го продано всего 1,2 тыс. штук. Правда, в российском офисе DaimlerChrysler уточняют, что в России продаются только переднеприводные Dodge Caliber, и жалуются на недостаток квот — их должны увеличить в 2008 году.
ДОСЬЕ
Японский автопроизводитель Nissan основан в 1933 году. В 2006 финансовом году (закончился 31 марта 2006 года) произвел 3,48 млн. автомобилей. Консолидированная выручка компании составила 10,5 трлн. иен ($85,16 млрд.), прибыль — 460 млрд. иен ($3,73 млрд.). В первом полугодии 2007 года Nissan продал в России 52 тыс. автомобилей, что на 82% больше, чем за тот же период прошлого года. Европейскому офису Nissan в Париже подчиняется центр разработок в Крэнфилде, дизайн-бюро в Лондоне и 4 производственные площадки. На заводе в английском Сандерленде 4,4 тыс. рабочих производят автомобили Qashqai, Note, Micra и Micra C+C. Штат рабочих на заводе в Барселоне — 4,8 тыс. Там производят модели Pathfinder, Navara и Terrano. На двух других заводах в Испании, где производят грузовики Cabstar, Atleon и комплектующие, работает в общей сложности 1,5 тыс. человек.
НОУ-ХАУ
Nissan:
- поделила автолюбителей на 5 сегментов, выбрав тех, для кого автомобиль — средство самовыражения;
- совместила в кузове машины черты внедорожника и хэтчбека, а в салоне — спортивного и семейного автомобилей;
- провела испытания на 33 тестовых автомобилях, которые в общей сложности наездили 350 тыс. км;
- заменила убыточный седан Almera автомобилем совершенно нового типа, чтобы избежать конкуренции.
РЫНОК
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2006 году в России было продано чуть более 1 млн. новых иномарок. Это на 65% больше, чем годом ранее. В списке лидеров по числу проданных машин Nissan занимает пятую строчку. Опережают его такие автопроизводители, как Ford, Chevrolet, Hyundai и Toyota. Самые продаваемые в России модели иностранных автомобилей — Ford Focus, Renault Logan, Chevrolet Lanos, Toyota Corolla и Chevrolet Niva.
За первое полугодие 2007 года в России продано уже 720,1 тыс. автомобилей иностранной разработки. Это на 297 тыс. больше, чем в первом полугодии 2006-го, и почти столько же, сколько АвтоВАЗ запланировал произвести за весь 2007 год. Nissan и тут замыкает пятерку лидеров с объемом продаж в количественном выражении 52 тыс. единиц. На первом месте — Chevrolet (84,5 тыс. машин, включая Chevrolet Niva), на втором — Ford (82 тыс. автомобилей).
Оказалось, что российский рынок растет значительно быстрее, чем предсказывали аналитики. Теперь, по мнению некоторых из них, ситуация такова: через два года российский рынок «легковушек» будет перегрет настолько, что на нем начнутся ценовые войны. Впрочем, Россия пока отстает от европейских стран по количеству автомобилей на 1 тыс. человек населения. У нас в стране этот показатель составляет 250 машин, а в странах Европы — около 400 автомобилей.
Павел Куликов, Секрет фирмы

iPhone «на колёсах»
Европлан: грузовики Mitsubishi Fuso с выгодой до 29%
Расширение модельного ряда
RENAULT KWID – НОВОЕ ВИДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ А-КЛАССА
АВИЛОН официальный партнер чемпионата России по кольцевым гонкам
Mitsubishi открыла интернет-магазины оригинальных запчастей и аксессуаров
Выгодные кредитные условия на Mitsubishi Pajero Sport в мае
Надежность измеряется будущим
АО МС Банк Рус снижает кредитные ставки и запускает новый кредитный продукт
Росавтодор оштрафовал дорожных строителей более чем на 500 млн рублей
Мitsubishi Motors Corporation показала рекордную прибыль по итогам продаж за 2014 финансовый год
АВИЛОН вручил победительнице конкурса «Мисс Россия 2015» ключи от Hyundai Solaris
BRIDGESTONE. ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ
Электромобили Mitsubishi i-MiEV будут работать парконами в Москве
Во Владикавказе открылся первый дилерский центр Mitsubishi – «Алания Авто»