Инокомпания |
В результате конфликта с поставщиком комплектующих Plastech американскому автомобильному концерну Chrysler грозит полная остановка производства. На некоторых его заводах в США из-за острой нехватки деталей конвейеры уже встали. Как подтвердила представитель концерна, аналогичная ситуация может возникнуть на всех 14 предприятиях Chrysler в США.
Автопроизводитель расторг договор с фирмой Plastech. Непосредственно после этого Plastech обратился в суд с заявлением о начале процесса добровольного банкротства, предусматривающего судебную защиту от претензий кредиторов. В расположенной недалеко от Детройта фирме сейчас трудятся 4800 рабочих. Она имеет оборот в 1,1 млрд. долл. и считается крупнейшим в США частным поставщиком автомобильных комплектующих. Лидеру американского авторынка General Motors (GM) и основному клиенту Plastech компании Ford сбои производства пока не грозят, а вот конфликт поставщика комплектующих с Chrysler продолжает обостряться.
Третий по величине в США, после GM и Ford, автоконцерн требует от Plastech предоставления необходимых ему для обеспечения производства инструментов и механизмов. До сих пор специалист по изготовлению автомобильных приборных панелей поставил концерну Chrysler примерно 500 компонентов. Пойдя на открытую конфронтацию, глава Chrysler Роберт Нарделли открыл новую главу в истории взаимоотношений американских автоконцернов со своими поставщиками комплектующих: до сих автомобилестроители США приходили им в трудную минуту на помощь, как еще недавно в случае с тем же Plastech. Теперь же Chrysler эту традицию нарушил. Впрочем, одной из причин, которые его на это подвигли, является и собственный горький опыт: так, за 2005-2006 годы концерн выделил компании Collins & Aikman более 200 млн. долл., однако банкротства партнера это предотвратить не смогло.
Убытки, которые понесет Chrysler из-за остановок своих контейнеров, только за неделю составят более чем 225 млн. долл. Минувшим летом Chrysler был продан финансовому инвестору из Нью-Йорка — фонду Cerberus, а у концерна Daimler осталась доля менее чем в 20%. Поскольку Chrysler является теперь находящейся в частном управлении компанией, то в будущем он свою финансовую отчетность больше публиковать не обязан. Однако, согласно сообщениям СМИ, его убытки по 2007 году составили 1,6 млрд. долл. Ввиду нынешнего резкого ухудшения рыночной конъюнктуры в США надеяться на улучшение финансового положения Chrysler в течение 2008 года не приходится.
Банкротство компании Plastech является одним из самых свежих примеров того, насколько сильно кризис в рядах американских автомобилестроителей бьет по отрасли поставщиков комплектующих. По данным газеты Detroit News, в процессе добровольного банкротства сейчас находятся восемь американских фирм, поставляющих автомобильные компоненты. Это позволяет им, не останавливая производства, частично приостанавливать платежи по долговым обязательствам, а также принуждать своих работников соглашаться на серьезное уменьшение заработной платы. Именно таким образом пытаются осуществить свою санацию такие крупные производители автозапчастей и комплектующих, как Delphi, Federal-Mogul и Dana.
Перевод Александра Полоцкого, РБК daily